Основы нравственности мусульманина предписывают сообщать торговцу о реальной цене товара, так как считается обманом использовать его незнание, неопытность или доверчивость ради собственной выгоды. Му`мины всегда проявляли щепетильность и деликатность в деловых вопросах. Однажды имам Азам (рахматуллахи алейхи) спросил у швеи стоимость шелкового кафтана. Женщина назвала цену в сто дирхемов, однако праведник возразил: «Нет, он стоит намного дороже».
Удивленная мастерица подняла цену на сто дирхемов, но имам снова отказался покупать. Женщина добавила еще сто дирхемов, затем еще столько же. Однако когда праведник сказал, что кафтан стоит дороже четырехсот дирхемов, она воскликнула: «О, имам! Пожалуйста, перестаньте шутить надо мной!»
Тогда он велел позвать компетентного человека, чтобы узнать точную цену товара. Специалист сказал, что кафтан стоит пятьсот дирхемов, и имам Азам купил его по указанной цене. Праведник прекрасно знал, что сокрытие недостатков и изъянов товара,а также невнимательное отношение к отмериванию и взвешиванию ведет к весьма печальным последствиям.
Высокая нравственность и щепетильность мусульман прошлого поражали всех. Наши предки стремились проявлять благородство во всем и думали в первую очередь о других. Известно, что обман и жульничество являются тяжелыми грехами. Всевышний Аллах предостерегает Своих рабов не верить лжи: «Не отдавайте несмышленым имущество, которое Аллах вручил на ваше попечение» (Сура «ан-Ниса», 4 / 5).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал обманщиков: «Есть трое, с которыми Аллах в Судный День не будет говорить и даже не посмотрит на них. Им будет уготовано жестокое наказание. Это те, что влачат полы своей одежды по земле из-за высокомерия и гордыни; те, кто попрекают ранее дарованным; те, кто сбывают свой товар при помощи ложных клятв» (Муслим, «Иман», 171).
Ислам запрещает создавать так называемый «черный рынок» — удерживать товар на складах, дожидаясь дефицита. Это считается имущественной эксплуатацией общества. В хадисе говорится: «Торговец, который сразу выставляет товар на рынок, получит свой удел; торговец, который придерживает товар, дожидаясь повышения цен, будет проклят» (Ибн Маджа, «Тиджарат», 6).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)