Человек и мироздание походят друг на друга и имеют много точек соприкосновения. Порой говорят, что Вселенная — это макрокосм, а человек — его уменьшенная копия, микрокосм. Всевышний создал этот мир как место, где люди проходят испытания, поэтому здесь всё подчинено человеку и служит ему. Вселенная также даёт возможность задуматься о нас самих и объясняет человеку его суть.
Шейх Саади призывал посмотреть на мир глазами арифов — людей, познавших Всевышнего и суть вещей. Каждый уголок Вселенной и даже крошечный лист на дереве способен передать глубину смысла творения.
Листочек раскрывает сущность Милости Аллаха: он получает энергию от Солнца, из земли — питательные вещества, но в свою очередь дарует тень в знойный полдень и служит кормом для многих живых существ: шелкопряда, который вырабатывает изящные нити, или для животного, чьё мясо и молоко употребляет человек. Даже опавшие листья дают энергию тысячам живых существ, обитающим на поверхности земли, и удобряет почву.
В одном хрупком листочке существует множество функций. Сегодня это называется экосистема. Такая гармония — словно выставка творений Всевышнего, бесчисленных цветов и плодов. Но дерево, что служит пищей для многих других существ, имеет и другую благородную цель — продолжение рода. Как писал один поэт: «Дерево, которое не стремится к будущему, — это дрова». Ибо разница между трухлявым пнём и могучими корнями — росток, который продолжает эстафету жизни. Корень, ствол, листья, плоды любого дерева выполняют заложенную Всевышним программу дать и сохранить семя.
Подобное стремление есть и у птиц, которые каждый год отправляются в путь за тысячи километров, чтобы в благоприятном климате появилось на свет их потомство. Населяющие море и сушу живые существа следуют одному и тому же божественному закону. Они готовы отказываться от пищи ради потомства, во что бы то ни стало добыть пропитание и построить дом. Они способны пожертвовать своей жизнью ради спасения и защиты своих детёнышей. Этому повелению Аллаха следуют и собирающие мёд пчёлы, и птицы, которые откладывают яйца, и коровы, что дают молоко, и змеи, питающие собственным взглядом маленькое существо. Этот закон жизни раскрывается перед верующим, чтобы он мог извлечь урок из увиденного.
Люди также имеют естественное стремление к продолжению рода. Они носят в сердцах радость, любовь, стремление опекать, переживают за будущее детей и работают ради них. Но человек, который назван в Коране ашрафи махлюкат — совершенство творения, не ограничивает заботу о детях только своей семьёй. Му`мин берёт под свою опеку все творения Всевышнего. Его главная цель — передать последующим поколениям веру, любовь к богослужению и совершенство нравственности. Огромная ответственность и аманат для мусульманина — передать детям духовное богатство, чтобы те могли надёжно сохранить его. Забота о ребёнке не ограничивается только мирскими делами, потому что каждый верующий знает: настоящая жизнь — в Ахирате.
Отец-мусульманин в первую очередь заботится о будущем ребёнка: о достойной и халяльной жизни в этом мире, но в то же время он обязан вскормить его духовной пищей таква — единственной, что пригодится в бесконечной будущей жизни. Каждая мать торопится согреть замерзшего ребёнка, видеть его красивым. Мусульманка же помнит об Ахирате и поэтому заботится о материальном так, чтобы видеть своих детей в Раю в прекрасных атласных одеждах, а не в пламени ада.
Человек с крепкой верой в Аллаха и будущую жизнь предпочтёт мимолётному мирскому счастью вечное блаженство. Он не станет заботиться только о том, чтобы обеспечить детям блестящую жизнь на этой земле дети любым способом и мучения в Ахирате. Му`мин не поддаётся наущениям шайтана, который старается внушить мысль грешить несмотря ни на что, а потом пытаться заслужить прощение.
Можно быть счастливым и в земной, и в будущей жизни, если следовать примеру Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и повелениям Всевышнего. Вера не позволит мусульманину поддаться наущениям испорченных людей и шайтанов, которые называют свободой низость, падение нравов и распутство. Следование пути Аллаха оградит му`мина от вовлечения в мирское и бесполезное, от вмешательства в его жизнь рекламы и моды, поможет удержаться от неверия. Человек с верой в сердце способен различить Истину и сторонится заблуждений. Он живёт молитвой и обращениями ко Всевышнему, обучая этому и своих детей. Искренний верующий знает, что нужно иметь продолжение рода не только биологическое, но главное — духовное. Алимы называют четыре вида продолжения рода и через что человек продолжает жить, уйдя из этого мира.
1) Сульби — собственные потомки человека. Продолжение рода связано с предопределением. Связь поколений может прекратиться. В течение жизни человек может увидеть в лучшем случае внуков своих внуков, и хорошо, они будут благочестивыми. Порой люди через несколько поколений не знают даже своих дедов. Поэтому верующему лучше следовать примеру пророка Ибрахима (алейхиссалям), который делал дуа словами и поступками, чтобы его потомки остались мусульманами, совершали намаз, были покорны Всевышнему.
2) Благочестивые дела, которые человек совершает благодаря деньгам и имуществу. Саваб записывается до тех пор, пока его добрые поступки имеют продолжение. Искренние мусульмане строили вакфы вместо того чтобы оставлять всё наследство только детям. Так дело их жизни продолжало существовать, служение Всевышнему не завершалось после ухода в другой мир и была открытой книга их деяний. Сейчас существует множество мечетей, вакфов, книг, которые оставили эти люди. Неизвестно, есть ли у них наследники, но дела их записаны в историю.
3) Иршади — духовные потомки человека, которых он воспитал: его благочестивые дети и ученики. Если они, в свою очередь, станут обучать других, то саваб продолжит записываться. Например, современный алим, воспитанный в мазхабе Ханафи, является духовным потомком имама Абу Ханифы. Существует преемственность алимов — учителей и учеников, которае сродни генеалогическому древу. По этому же пути знания передавались от Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) через поколения и дошли до нынешних обладателей. Мусульманину остаётся только быть благодарным и гордиться этим.
4) Это произведения, которые написаны человеком на пути Всевышнего и содержат духовную пищу. Это благодатное и бесконечное потомство. Авторское сочинение, вобравшее в себя духовное богатство — словно письмо будущим поколениям, о которых автору ничего не известно. Например, произведения поэта Д. Руми, имамов Раббани, Газали и многих других передаются из рук в руки, от сердца к сердцу, а содержание не сходит с уст.
Если мусульманин хочет извлечь урок, то лучшие потомки для него — достойные ученики своих благородных родителей. Истинно радовать человека могут только праведные, богобоязненные, благочестивые дети. Сыновья на истинном пути — последователи благих намерений своих родителей, а дочери — благочестивые и праведные жёны. Ребёнок с испорченной нравственностью не может считаться потомком му`мина, как, например, сын Нуха (алейхиссалям) Кенан не причисляется в Коране к роду пророка.
Верующий человек знает, что дети и имущество могут стать испытанием. Но благочестивое потомство можно расценивать как садака-и джарие — свет для родителей в обоих мирах. Высоконравственные дети способны прийти на помощь отцу и матери во время Махшара. Но если родители не заботились о духовности сыновей и дочерей, то трудным будет их Отчёт и огромно наказание. Поэтому самая главная обязанность и наивысшая ответственность для мусульманина — воспитание благочестивых детей. Верующим следует брать пример из жизни пророков.