facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как относились к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) его супруги – 1

0

{jathumbnail off} Семейная жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), посланного человечеству Великим Творцом в качестве последнего наставника, полна прекрасных примеров для мусульман. В их число также входит отношение к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) его супруг. Ведь сам Пророк (саляллаллаху алейхи ва саллям) обучал, воспитывал своих жен, наставлял их, как нужно вести себя в различных сферах жизни. Именно супруги были его самыми близкими и постоянными ученицами. В данной статье будет рассмотрено отношение к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) его жен, названных в Священном Коране «матерями правоверных».

Поведение, обращение этих женщин с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) продемонстрирует мусульманкам пример того, как стать идеальной супругой.

Его первая и самая любимая супруга Хатиджа: помощь и почтение к близким супруга

Брачные узы обеспечивают не только близость между самими супругами, они сближают и роднят множество людей, от самого близкого и небольшого круга до дальнего и обширного. Родители супружеской пары, их дяди, тети, племянники… С их учетом, получается большая семья. И в этом большом семейном кругу необходимо относиться к родственникам друг друга, как к своим собственным, не делать между ними различий, проявлять любовь и уважение. Если в наши дни проанализировать разведенные пары, то видим, что именно отсутствие подобных отношений стало одной из причин развода. Супруги должны относиться к родителям друг друга, как к своим собственным. Такое отношение будет не только свидетельством взаимной любви и уважения мужа и жены, но и послужит поводом для укрепления семейных уз. Ведь чтобы любить человека, необходимо также любить то, что ему дорого. В этом отношении Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) из любви к своей преданной супруге Хатидже (радыяллаху анха) проявлял заботу о ее близких, помогал им, любил, по-особенному ценил их ради нее.

Преданный Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) не забыл пригласить на свою свадьбу кормилицу Халиму. Во время этой встречи благочестивая Хатиджа (радыяллаху анха) проявила к женщине, которая, по сути, выполняла роль ее свекрови, повышенное внимание.  И даже после свадьбы, когда Халима пришла проведать своего молочного сына Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), Хатиджа (радыяллаху анха) в знак уважения подарила ей верблюдицу. Старушка вернулась домой преисполненной признательности и благодарности. Доброе расположение не ограничилось одним этим днем. Однажды Халима пришла к благочестивой Хатидже (радыяллаху анха) с жалобой на трудности, которые она испытывала в связи с засухой. На этот раз, супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) подарила старушке сорок баранов и ездового верблюда (Субулу’ль-Хады ва’р-Рашад, 1/3412). Халима вернулась домой с подаренными ей животными. Хатиджа (радыяллаху анха) относилась так даже не к матери своего супруга, а к женщине, которая кормила его своим молоком за определенную плату. Представьте, как бы она вела себя по отношению к настоящей свекрови, какое бы проявляла уважение, на какие вершины вознесла бы ее из любви к своему супругу, если так хорошо обращалась с его кормилицей.

Другим примером отношения Хатиджи (радыяллаху анха) к близким Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) было то, что она взяла к себе благочестивого Али (радыяллаху анху). После смерти деда Абдулмутталиба, Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) жил с дядей Абу Талибом, который был отцом Али (радыяллаху анху). Несмотря на сложное материальное положение, Абу Талиб взял осиротевшего племянника к себе, проявлял к нему больше любви и внимания, даже чем к собственным детям, старался, чтобы он не ощущал своего сиротства. Вернее, стал его искренним отцом и покровителем. После женитьбы, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), благодаря богатству своей супруги, получил больше возможностей помогать другим людям.  Не могло быть и речи о том, чтобы преданный человек забыл преданность, проявленную по отношению к нему самому. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) хотел взять к себе Али (радыяллаху анху), сына своего дяди и заботиться о нем. Таким образом, он отплатил бы своим родственникам за добро и оказал бы им помощь. Узнав о таком намерении своего супруга, почтительная и преданная Хатиджа (радыяллаху анха) выразила искреннее желание немедленно увидеть благочестивого Али (радыяллаху анху) в своем доме. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) взял к себе Али (радыяллаху анху), который в то время был еще ребенком, и опекал его с отцовской заботой. Благочестивая Хатиджа (радыяллаху анха) могла не принимать эту ситуацию, как нечто само собой разумеющееся. Однако эта героическая женщина, расценивая любовь к близким любимого человека как необходимость основанной на взаимной любви семейной жизни, отождествляла желания своего супруга со своими собственными и в определенном смысле растворялась в нем. Наряду со многими другими добродетелями, это качество возводило ее на самые почетные ступени этого мира.

 

Будучи богатой, благочестивая Хатиджа (радыяллаху анха) имела множество рабов, что в те времена в Аравии было распространенным явлением. Одного из них, Зайда бин Харриса (радыяллаху анху) опекал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Узнав об этом, Хатиджа (радыяллаху анха) подарила этого раба своему супругу. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) освободил Зайда и усыновил его. Впоследствии все воспринимали Зайда (радыяллаху анху), как сына Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Этим поступком верная жена еще раз продемонстрировала свою любовь к супругу.

 

Хатиджа  утешала его в трудные минуты

Жизнь полна испытаний. Сталкиваясь с трудностями, человек время от времени нуждается в том, чтобы с кем-либо поделиться ими. Разделенная боль уменьшается, страдания смягчаются утешением. Самые тяжелые испытания, без сомнения, выпали на долю Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). И в трудные минуты в начале своего пророческого пути, и впоследствии, подвергаясь оскорблениям со стороны своего племени по различным поводам, самое искреннее внимание и наилучшее утешение он получал от своей супруги Хатиджи (радыяллаху анха). Встретившись С Джабраилем (алейхиссалям) в пещере Хира и получив от него приказ: «Читай», Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) с трепещущим сердцем вернулся домой. Он сказал супруге, что испытывает опасения по поводу себя. Верная жена утешила Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) прекрасными и искренними словами (Бухари, «Бад’уль-Вахи, 7). Наилучшей помощницей Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в облегчении Его тяжелой ноши также была благочестивая Хатиджа (радыяллаху анха). Эта великая женщина утешала Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), проявляла к нему большое сострадание, постоянно находилась при нем и помогала преодолеть страхи и волнения первых дней пророческой миссии. Это демонстрирует степень ее величия.  В подобной ситуации другая жена могла возражать супругу, отдалиться и даже ополчиться против него. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) находил убежище возле Хатиджи (радыяллаху анха) и от тягот своей миссии, и от словесных и физических нападок жителей Мекки. Ведь именно она первая поверила Пророку (салляллаху алейхи ва саллям).

Хатиджа оказывала Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) материальную поддержку

Богатство – это средство, которое Аллах посылает людям для их испытания. Оно может привести человека как в Рай, так и опозрить в Аду. Состояние благочестивой Хатиджи (радыяллаху анха) расходовалось на благие цели. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) тратил его на трапезы, которые поначалу устраивал для того, чтобы рассказывать людям об Исламе, на выкуп рабов у их хозяев, на покрытие расходов мусульман, многие из которых были бедняками, в частности на помощь верующим, которых вероломные жители Мекки заставили жить в изоляции на вершине горы Ши’б-и Аби Талиб. Аллах позволял расходовать это честно заработанное богатство самым священным образом. Ведь будь оно заработано запретным путем, то его невозможно было бы потратить на такие благие цели! От богатства благочестивой Хатиджи (радыяллаху анха) практически ничего не осталось уже на второй или третий год осуществления пророческой миссии. Это огромное состояние будто бы растаяло на пути призыва к Исламу.  

(Продолжение следует)

Продолжение читайте https://islamisemya.com/osnovyislama/osnovy-islama/sira-proroka-sav/10205-kak-otnosilis-k-proroku-sallyallakhu-alejkhi-va-sallyam-ego-suprugi—2

На фото: Дом, в котором родился Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), сохранился до наших дней, посетителей в дом не пускают, в настоящий момент там размещена библиотека исламских книг.

На следующем фото: макет Мекки периода первых призывов к Исламу (фрагмент макетной экспозиции из Музея Истории Мекки).

 

Share.