{jathumbnail off} Продолжение. Начало
Супруги относились к приемным детям как к своим собственным
После смерти благословенной Хатиджи (радыяллаху анха) осиротели дети. Среди них была благочестивая Фатима (радыяллаху анха), которая в будущем стала матерью великих правителей. Женщины, на который впоследствии женился Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), относились к этим сиротам, как к собственным детям, и заботились о них.
Например, бракосочетание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) с Саудой (радыяллаху анха) было совершено в Мекке. У нее также были осиротевшие дети. Посланник Всевышнего (саллялллаху алейхи ва саллям) не отделял их и обращался, как со своими собственными. Жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) также воспринимали его детей, как своих, старались не позволять им чувствовать отсутствие родной матери. Сауда (радыяллаху анха) на протяжении всей своей жизни была примером этому, она стала приемной матерью детей Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и не дала им ощущать себя сиротами. Да и не могла позволить себе это сделать. Ведь они были детьми Повелителя Вселенной (салляллаху алейхи ва саллям). Эта святая женщина, возможно, несравненной нежностью к детям супруга подтверждала свою любовь к нему самому.
Супруги Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) старались не огорчать его
У жен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) время от времени тоже возникали человеческие обиды. Однако они никогда не прятали их в глубине своего сердца и не позволяли перерасти в постоянные состояние. Женщины старались сразу выйти из этого настроения и решить любые эмоциональные проблемы. Однако Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), обладавший массой талантов, в таких ситуациях сразу замечал их психологическое состояние. Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:
– О, Айша! Я очень хорошо понимаю, когда ты довольна мной, а когда нет.
Аиша (радыяллаху анха) удивилась:
– О, Посланник Всевышнего, откуда ты это знаешь?
Ответом было:
– Когда ты довольна мной и пытаешься скрыть свое недомогание, то говоришь: «Нет (все хорошо) именем Господа Мухаммада!» Когда же недовольна мной, то отвечаешь, не упоминая моего имени: «Да нет, именем Господа Ибрахима (говорю), это не так!»
После таких слов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), замечающего даже причины ее поведения, мать правоверных Айша (радыяллаху анха) была вынуждена признаться:
– Да, клянусь Аллахом, все именно так, как Вы говорите, о Посланник Всевышнего! Однако даже будучи недовольной Вами, я всего лишь не упоминаю Вашего имени, но любовь к Вам всегда живет в моем сердце (Бухари, «Никях», 108).
Супруги не создавали Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) проблем
Дом Воплощения Скромности (салляллаху алейхи ва саллям) был также крайне скромен. Ведь Он вел самый непритязательный в своем обществе образ жизни. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) при желании мог выбрать себе роскошное существование. Однако знал, что истинным местом обитания является вечная жизнь в Ахирате, поэтому устраивал свою жизнь самым скромным образом. У него должен быть священный дом, который станет примером для всех мусульман до самого Конца Света. Поэтому, жилище Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) было довольно незаурядным. Эта счастливая обитель была вовсе не таким роскошным, комфортным, разукрашенным и обставленным и увешанным дорогими вещами местом, как мы себе представляем сегодня с материалистической точки зрения. Его стены были из необожженной глины, крыша – из ветвей хурмы. Однако жили в нем самые счастливые люди. Ведь источником радости и счастья оказались не те ценные вещи, которые можно себе купить. Будь это так, современный человек не чувствовал бы себя несчастным в окружении комфорта, его брак в краткий срок не превращался бы в кошмар и суды не переполнялись бы заявлениями о разводе. Благочестивая Умму Саляма (радыяллаху анха) рассказывала: «После свадьбы с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) я поселилась в комнате Зайнаб бинти Хузайма (радыяллаху анха). В ней я нашла немного ячменя в глиняной чашке, ручную мельницу, каменный и еще какой-то горшок. В горшке было немного растопленного масла. Я смолола овес на мельнице. Затем в горшке сделала из нее кашицу. Добавив туда немного масла, приготовила еду». Это блюдо стало свадебным ужином Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и обитателей его дома (Ибн Са’д, «Табакат», 8/923).
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) спросил свою дочь Хафсу (радыяллаху анха) о домашней жизни Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям):
– Какая самая дорогая одежда Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)?
– У него было два цветных одеяния. В них он встречал послов и читал пятничные проповеди.
– А какой хлеб был самым лучшим из того, что он ел?
– Мы ели овсяной хлеб. В горячем состоянии смазывали его маслом, чтобы смягчить. Мы считали это вкусным, поэтому угощали им своих гостей.
– Когда он оставался подле тебя, какой ковер был самым большим и удобным на вашем полу?
– У нас было покрывало из плотной ткани. Летом мы складывали его в четверо и стелили под себя. С приходом зимы, одну половину стелили на пол, второй укрывались» (Субуулу’ль-Хады ва’р-Рашад, 7/974).
Счастье было в непритязательности. Они придавали земному существованию земное значение и верили в то, что в вечном пристанище – также будут вместе. Когда время от времени возникали небольшие трения, вопрос закрывался следующим образом: «Это не важно, и это пройдет! Он тоже человек!» Выдающиеся супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) делили с ним такие условия, однако не возражали против этого. Вера была их главным и истинным богатством. Разве это не так?
Они предпочитали Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) всем
Любить Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), с почтением к нему относиться, воспринимать оскорбления в его адрес как в свой собственный и отвечать на них в дозволенных рамках есть обязанность каждого верующего. Супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) демонстрировали своим поведением пример и в этом. Некий иудей, подойдя к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), под видом приветствия «ас-Саляму алейкум» («мир вам»), произнес: «ас-Саму алейкум». Однако на арамейских наречиях «сам» означает смерть, эта фраза была пожеланием смерти. Поняв цель этого человека, Аиша (радыяллаху анха), не сдержавшись, излишне горячо ответила: «Смерть, муки и проклятия вам, пусть Аллах заберет вашу душу!» (Бухари, «Адаб», 35, 38).
Еще один пример – любовь и уважение к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Умму Хабибы (радыяллаху анха). Ее отец Абу Суфьян прибыл в Медину для того, чтобы продлить с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) договор при Худайбие. Однако из-за его лицемерия и враждебности, а также открытого предательства никто не хотел с ним встречаться. Представитель Мекки остался без поддержки. Подумав, что дочь может стать его посредницей, Абу Суфьян отправился к ней. Войдя в дом, он пытался сесть на подушку Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Однако Умму Хабиба (радыяллаху анха) немедленно убрала подушку. Абу Суфьян был поражен таким поведением дочери и спросил ее: «Доченька, ты посчитала отца недостойным этой постели или постель недостойной твоего отца»? Ответ Умму Хабибы (радыляллаху анха) вряд ли мог понравиться ее отцу. Ведь Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) был для нее дороже всех. Она сказала: «Это подушка Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А ты нечист, потому что предатель и в тебе нет искренности и веры». Эти ужасные слова поразили отца. «Доченька, как сильно ты изменилась!», – лишь мог сказать он (Ибну’ль-Асир, «Усду’ль-Габа», 7/1165).
Земной мир – это пристанище бездомного, имущество бедного. Лишь в него и только в него делают инвестиции те, кто не использует свой ум должным образом. Святые жены Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) предпочитали довольство своего супруга и выбрали жизнь в Ахирате, а не богатство в этой. Несмотря на то, что время от времени у них возникали земные желания, они немедленно вспоминали заветы и высокие идеалы, на которые указывал им наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и останавливались там, где это необходимо. После 5 года Хиджры материальные условия мусульманского общества относительно улучшились. Благословенные жены также хотели материального облегчения. При желании, Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), мог их обеспечить должным образом. Однако, принимая за основу принципы аскетизма и уровень жизни неимущих мусульман, не был согласен с этим. И даже подверг жен серьезному испытанию. По рекомендации аятов, он предупредил своих жен о вероятном разводе, дал им выбор между продолжением простой жизни, к которой они уже и привыкли, и расставанием с ним. В итоге все выбрали не земное благополучие, а возможность остаться вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям).
Как рассказывается в хадисе, переданным благочестивым Джабиром (радыяллаху анху), однажды благочестивые Абу Бакр и Умар (радыяллаху анхума) посетили Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Они увидели, что тот безмолвно сидит в окружении своих супруг. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, обращаясь к Умару (радыяллаху анху): «Видите, они окружили меня и требуют денег на расходы». На это Абу Бакр и Умар (радыяллаху анхума) отчитали своих дочерей следующими словами: «Зачем вы огорчаете Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и требуете от него то, чего он не имеет»? После этого Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) первой позвал Айшу (радыяллаху анха) и сказал ей: «Я хочу поговорить с тобой, но не спеши отвечать, не посоветовавшись со своими родителями». Затем он прочитал аят. Ответ Аиши (радыяллаху анху) был достоин верной дочери верного отца: «О, Посланник Всевышнего! Разве стану я говорить об этом со своими родителями? Клянусь Аллахом, я выбираю Всевышнего и Его Пророка»! Впоследствии она рассказывала: «Все супруги Посланника Всевышнего, с которыми он говорил, дали ему такой же ответ. Никто не выразил другого мнения по этому поводу. Они говорили то же, что и я» (Субуулю’ль-Хады ва’р-Рашад, 11/154). Как мы поняли из этого повествования, жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), чисто по-человечески хотели улучшить свое материальное положение. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) посчитал их просьбу неподобающей и пожелал, чтобы они оставались в прежнем положении. В данной ситуации крайне важны позиции как Хафсы (радыяллаху анха), так и ее отца Умара (радыяллаху анху). Хафса (радыяллаху анха) предпочла Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) земному миру. Потому что она была дочерью своего отца благочестивого Умара (радыяллаху анху). Это был такой отец, который, как мы видим по повествованию, усовестил свою дочь и даже выразил готовность, в случае необходимости, поговорить с ней серьезно. А также сказал, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) может со спокойной душой разводиться с ней. Это совершенное и примерное поведение идеального отца, с которого нужно брать пример современному человеку в особенности.
Благочестивая Меймуна (радыяллаху анха) полностью посвятила себя Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Она отказалась даже от своего законного права на приданное, дарованного ей Всевышним, так как пребывание в семье Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) было для нее дороже всего.
После его ухода в мир иной любовь супруг продолжалась. Они любили Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) после смерти так же сильно, как и при жизни. Обращали внимание на то, что было важным для него, не любили то, что он не любил, вели себя так, будто Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) жив. Например, Аиша (радыяллаху анха) после смерти Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) не красила свои волосы хной. Когда ее спрашивали о причине, она отвечала: «Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) при жизни не любил запаха хны» (Абу Давуд, «Тараджджуль», 4). На слова: «Но ведь он уже умер», она отвечала: «Если я буду делать после его смерти то, что Он не любил при жизни, это будет проявлением неверности».
В качестве итога: если мы внимательно присмотримся к выдающимся жительницам этого бесподобного дома, то увидим, как они смогли сохранить свои брачные узы. Сегодняшним мусульманкам остается лишь взять для себя в качестве примера поведение этих обитательниц Рая, матерей правоверных, и сделать свою жизнь прекрасной.
На фото: макеты дома Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в Медине.
Статьи подготовлены специально для сайта «Ислам и семья».