Порой некоторые люди говорят, что те или иные положения Ислама с течением времени потеряли актуальность. Они хотят доказать, что капитализм является требованием нашей эпохи. Скажите, что нужно делать соблюдающим мусульманам, чтобы выстоять против капитализма и не привыкнуть к его положениям? Ильдар.
Прежде всего, ошибочно считать, что требования к мусульманам изменяются с течением времени. Предписания и запреты Ислама касаются неизменных черт характера и столь совершенны, что лучше всего удовлетворяют все потребности вне зависимости от эпохи и места. Поэтому они никогда не устаревают и не теряют актуальности. А утверждения об устарелых положениях Корана ведут к куфру.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Можно завидовать только двум людям. Один из них – человек, которому Аллах дал Священную Книгу.Он день и ночь занят Кораном и руководствуются им. Второй – это человек, которому Аллах дал богатство. И он постоянно делает пожертвования» (Муслим, «Мусафирин», 266, 267).
Утверждения о потерявших актуальность положениях Ислама равносильны приписыванию слабости Аллаху — Владыке абсолютных знаний и могущества. Всевышний направил людям последнего Пророка, Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), и переданные им законы будут отвечать потребностям людей до Судного Дня. Тем, кто совершает такую ошибку, нужно напомнить аят: «Скажи [, Мухаммад]: «Неужели вы собираетесь докладывать Аллаху о вашей вере? Ведь Аллах знает то, что на небесах и на земле. Аллах знает все сущее»» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 16).
В Коране сказано: «Но [именно] вы стали убивать и изгонять друг друга из [родных] жилищ, объединясь с одними против других в грехе и ненависти. Если же вы захватываете пленных, то берете за них выкуп. А ведь вам запрещено изгонять их. Не станете же вы признавать одну часть Писания, а другую отвергать? Воздаянием тому, кто творит подобное, будет позор в этом мире, а в Судный День — самое жестокое наказание. Аллах ведает о том, что вы творите» (Сура «аль-Бакара», 2 / 85).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Коран может оградить человека от любой смуты. В нём есть сведения о прежних народах и о тех, кто будет после вас. Эти положения отделяют Истину от ложного. Там нет лишних положений. Аллах введёт в заблуждение тех, кто ищет Истину в других местах» (Тирмизи, «Фадаилуль Коран», 14 / 2906; Дарими, «Фадаилуль Коран», 1).
Ислам не призывает получать доход любыми путями и совершать хорошие дела. Религия учит мусульман честно зарабатывать. Благочестивый Али (радыяллаху анху) говорил: «Когда вы обеднели, раздавайте милостыню, и тогда Всевышний щедро наградит вас, словно вы совершили с Ним выгодную сделку» (Шериф ар-Ради, «Нахжуль Балага», № 258).
В Коране более 200 раз звучит призыв делать пожертвования. Однако как можно давать милостыню без заработка? Поэтому верующим нужно честно трудиться, не излишествовать и вести скромный образ жизни. Нужно также следить за ростом производства и не нарушать законы, не попирать права рабочих, не использовать женскую красоту в рекламных роликах для увеличения прибыли.
В Коране сказано: «Соблазняй своими речами кого сможешь, пусти в ход против них все свои силы, дели с ними их богатства и детей, и давай им [ложные] обещания. Но обещание шайтана — всего лишь обольщение» (Сура «аль-Исра», 17 / 64).
К сожалению, в современном мире шайтан делит с нами прибыль. Находятся люди, которые предпочитают идти на обман и, приобретая дешёвое сырьё, выпускают прибыльные товары. Ради получения баснословной прибыли они играют генами растений и животных, нарушают чистоту продуктов питания, добавляют запретные вещества и подвергают опасности физическое и психологическое здоровье людей.
Даже некоторые верующие люди, не будучи чрезмерно щепетильны в вопросах торговли, проявляют слабость при определении запретности или дозволенности. Порой они поддаются внушениям шайтана и нарушают повеления Всевышнего. Например, могут сдать помещение в аренду, где собираются открыть заведение, открыто попирающее запреты Аллаха и наносящие вред нравственности.
Эти люди ведут себя так, словно не знают о положении Ислама: «Кто способствует совершению благого дела, тот словно совершает его. А кто потакает совершению зла, словно сам совершает бесчестие». И ошибочно считать доход с этой аренды халяльным. Поэтому мусульманин должен обращать внимание и на то, дозволенным или запретным путём зарабатывает арендатор. Мы обязаны быть знающими и внимательными в экономической деятельности.