Всевышний создал человека в Раю. Но Адам (алейхиссаллям) и Хавва, попав в ловушку шайтана, проявили непокорность и совершили то, что совершили… Их поступок называется «зеле» — ошибка, пути исправления которой По Воле Аллаха их потомство проходит на земле испытание, в результате которого отправится в Рай или в ад. Истинная причина наших страданий в достижении определённого состояния души, которое даст возможность удостоиться Рая.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) выразил суть пребывания пророков и их духовных наследников на земле: «Я в этом мире словно путник, который остановился под деревом отдохнуть и затем направился дальше» (Тирмизи, «Зухд», 44 / 2377).
Отношение Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его последователей к мирскому выражено в хадисе. Однажды Абу Бакр (радыяллаху анху) предложили отведать шербет. Когда он приблизил сосуд к губам, не смог совладать со слезами. Окружающие тоже не сдержали слёз и затем решили узнать, отчего он так расчувствовался. Халиф сказал: «Однажды я находился рядом с Пророком и увидел, как он что-то от себя отгонял, говоря: «Отдались от меня». Я не видел ничего такого, что можно было отгонять. Я поинтересовался, и Расулюллах пояснил: «Дунья (мирское) во всей полноте предстало передо мной. Дунья пыталась пленить меня». Я сказал ей: «Отдались от меня». Она отстранились, но обратились: «Клянусь Всевышним, даже если ты освободишься от меня, то те, кто придет после тебя, не смогут избежать меня». Абу Бакр (радыяллаху анху) пояснил: «Так и я вдруг испугался погружения в мирское (в то, что дунья покажется милой и мое сердце соскользнет к ней) и поэтому заплакал» (Абу Нуайм, «Хилье», 1, 30, 31).
Сахабы приходили в трепет от осознания этой истины, так как всем нам придётся дать ответ не только за стакан медового шербета, но и воды, и даже за дыхание, без которого нельзя жить. Всевышний спросит, как мы потратили Его дары и смогли ли быть благодарными, делились ли с нуждающимися. В аяте говорится: «А затем будете вы в тот день спрошены о благах [земной жизни]» (Сура «ат-Такассур», 102 / 8).
Важно понять, что все мы путники, идущие через земную жизнь к вечности. Поэтому абсурдно привязываться к мирским благам, которые даны на временное пользование и как испытание. Дунья — место для разделения покорных Всевышнему рабов, достойных Рая, и тех, кто потакает своим слабостям.
Мирское обладает свойством обманывать своим притяжением человеческое естество нафса.
Пророки же призывают не поддаваться очарованию мирского, а искать истинный путь к постижению Рая. Они напоминают о жизни в Ахирате и предупреждают не погружаться в беспечность и суету, а продолжать движение от погружения в духовную тьму к свету веры.
Вся история человечества — судьбы тех, кто прислушался или отверг слова пророков. Племена и национальности обретут истинный путь, если последуют указаниям Аллаха. Общество и отдельная личность постигнут умиротворение на земле и обретут Рай и возможность лицезреть Всевышнего в Ахирате.
Но страшные последствия ожидают те племена и народы, что не прислушались к пророкам и бунтовали против велений Всевышнего. Они лишь сильнее погружаются в безысходность мирской суеты, имея ложные ориентиры и неправедных наставников.
Философы, учёные и государственные деятели, заботясь о благе человечества, выдвигали различные идеи. Некоторые были реализованы, у них появились последователи. Но ни одна придуманная людьми система мироустройства не привела к желаемому счастью и гармонии.
Коммунизм, который стремился дать людям равноправие и материальное благополучие, при попытке внедрения этой идеи в жизнь погубил 20 миллионов человек. В результате система саморазрушилась, а под её обломками остались тысячи судеб.
Фашизм базировался на достижении счастья для отдельно взятой нации за счёт угнетения и уничтожения других. Этот режим утонул в крови и слезах миллионов невинных жертв.
Капитализм сулит владельцам имущества приумножение богатства, но при этом бедные падают в пучину нищеты. С помощью инструментов воздействия на сознание — рекламу и пропаганду — система подчиняет людей своим целям и превращает в роботов. Этот режим ещё не обрушился, но переживает тяжелейшие кризисы.
Либерализм предлагает оставить всех в покое и дать возможность каждому жить как хочется. Он сводит на нет религиозные ценности, нравственность, право, обычаи, дав полную свободу нафсу и шайтану. В итоге разрушился институт семьи, люди перестали признавать права друг друга. Нечестивцы получили зелёный свет под лозунгом вседозволенности, а о призывах к добру говорят как о насилии над свободой человека.
Эпикур видел смысл жизни в получении наслаждения, а Фрейд указал, что счастье достигается благодаря плотским утехам. Эти идеи привели людей в тупики душевной боли, тревог и различных бед.
Все книги, которые томятся на пыльных полках огромных библиотек, не могут спасти людей от духовной пустоты. Их авторы давно покинули этот мир. Руины древних городов и цивилизаций в различных уголках света находят археологи под землёй, в песках или в море. Коран призывает посмотреть на памятники прошлого и извлечь урок: «Задолго до вас случалось [, что Аллах откладывал наказание неверных]. Так походите же по земле и посмотрите, каков был конец тех, кто опровергал [посланников]» (Сура «Али Имран», 3 / 137).
Историю человечества можно сравнить с театральной постановкой, в которой меняются лишь исполнители. Тираны существовали за тысячи лет до прихода Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) — во времена пророков Ибрагима, Мусы (алейхимуссалям) Немруд и Фараон, после — Абу Джахиль и Абу Ляхаб. Враги истины жили в разные эпохи, но покинули этот мир одинаково. Испытания продолжатся до Судного Дня, и бунтарство будет иметь те же последствия. В аяте сказано: «Тогда твой Господь обрушил на них [тяжкую] плеть наказания» (Сура «аль-Фаджр», 89 / 13).
За многие века наказание для деспотов не изменилось. Капиталисты наших дней, которые полагаются на силу денег, технологий и превращаются в тиранов, должны помнить об уничтожении племён ад и самуд. Они владели искусством строить дома в горах и возгордились этим. В Коране сказано, что с ними случилось: «А тех, кто был нечестивцем, поразил трубный звук, и к утру они лежали в своих жилищах недвижимыми» (Сура «Худ», 11 / 67).
К такому же финалу пришли гордые и лживые фараоны, превратившие тысячи людей в рабов. Они оказались повержены пророком Мусой (алейхиссалям), который владел лишь небольшим посохом, а затем их поглотила морская пучина. Не менее печальна судьба Каруна, который возомнил своим данное Всевышним на временное пользование имущество и богатство. Об этом рассказано в Коране: «И тогда Мы повелели земле поглотить Каруна и дом его. Не было у него сподвижников, которые помогли бы ему против Аллаха, и сам он не смог помочь себе» (Сура «аль-Кассас», 28 / 81).
Известно, чем закончилось существование племени Нуха (алейхиссалям), которое надсмехалось над религией и гневом Всевышнего. Обратимся к аяту: «Однако они сочли его лжецом, а Мы спасли его и тех, кто был с ним в ковчеге, и потопили тех, кто опровергал Наши знамения. Воистину, они были слепцами» (Сура «аль-А`раф», 7 / 64).
Погибли и соплеменники пророка Лута (алейхиссалям), которые погрязли в содомизме. О них сказано в Коране: «Когда же настало время, предопределённое Нами, Мы перевернули вверх дном их селения и обрушили на них ливнем комья затвердевшей глины» (Сура «Худ», 11 / 82).
Немало уроков можно извлечь из жизни Асхабов Сабт. Они возгордились и продолжали творить бесчестие, не соблюдая запреты Всевышнего. В итоге эти люди превратились в обезьян: «И Муса отобрал из своего народа семьдесят мужей [для встречи с Нами] в назначенный Нами срок. А когда пред ними [на горе Синай] содрогнулась земля, Муса сказал: «Господи! Если бы Ты пожелал, то погубил бы их прежде, а также и меня. Станешь ли Ты губить нас за то, что совершили какие-то глупцы из нашей среды? Всё это — лишь испытание, которым Ты уводишь с прямого пути, кого пожелаешь, и ведёшь по нему, кого хочешь. Ты — наш покровитель, прости же и помилуй нас, ибо Ты — наилучший из прощающих! Начертай же для нас прекрасную жизнь в этом мире и будущем, ибо мы обратились к тебе с раскаянием». Аллах ответствовал: «Я поражаю Своим наказанием того, кого захочу, а Моя милость распространяется на всё сущее. И посему Я предопределю милость богобоязненным и тем, которые раздают закят, веруют в Наши знамения» (Сура «аль-А`раф», 7 / 155—156).
Таким образом, очевидно, что наказание Аллаха в итоге постигнет безбожников и нечестивцев. Аят указывает: «Потом Мы направляли одного за другим Наших посланников. Каждый раз, когда к какой-либо общине приходил посланник, [последователи общины] провозглашали его лжецом. И Мы отправляли [жителей общин] одних за другими [на погибель] и сделали их притчей во языцех. Да сгинут же, кто не уверовал!» (Сура «аль-Му`минун», 23 / 44).
Все придуманные людьми системы мироустройства доказали свою нежизнеспособность… Идеи на первый взгляд кажутся разными, но их крах лишь сильнее подчёркивает общность.
Всевышний посылает различный удел как испытание людям, народам и нациям. Поэтому все члены социума зависят друг от друга: богатый обязан нести ответственность за бедного, имущий — за неимущего, образованный — за незнающего. Но так рассуждать могут лишь те, кто понимает Истину и знает цену заботе, умению жертвовать, преданности. Все эти духовные ориентиры базируются на крепкой вере.
Люди не придумали никакой альтернативы. Спасение — в вере.