В давние времена жил мудрый старик, резчик по дереву. Он любил наблюдать за жизнью, проникая в суть событий.
У него был подмастерье, который замечал всё плохое, всегда был чем-то недоволен и жаловался по любому поводу. Насколько улыбчивым, щедрым и добрым был мастер, настолько же угрюмым, жадным и эгоистичным оказался его ученик.
Этот юноша влачил свои дни далекий от мысли о том, что пришел на этот свет для испытания. Он не мог терпеть происходящее с ним, для него жизнь состояла только из бед, лишений, боли, хлопот и несчастий.
Мудрый мастер однажды решил преподать своему ученику урок. Он послал его в бакалейную лавку за солью. С ворчанием по привычке, подмастерье выполнил задание. Вернувшись обратно, он поставил соль перед мастером, всем своим видом демонстрируя, что в ее покупке именно сейчас не было никакой необходимости.
Мудрец некоторое время разглядывал своего ученика, затем сурово велел ему размешать горсть соли в стакане воды. Подмастерье, который по-прежнему не мог понять сути происходящего, с тем же мрачным выражением лица выполнил задание. Мастер приказал еще более суровым голосом: «Если хочешь остаться моим учеником, немедленно выпей это!» Юноша сначала опешил. Затем нахмурил брови и спросил:«Мастер, как можно пить такую соленую воду?» Однако, глядя на прежде не виданное суровое выражение лица своего учителя, с трудом отпил немного из стакана. Но сразу же изменился в лице и едва не выплюнул воду. После этого суровое выражение лица учителя озарилось улыбкой. Он спросил ученика:
– Какова была вода на вкус?
Подмастерье зло ответил:
– Соленая, причем очень сильно! Как яд…
Учитель, продолжая улыбаться, взял юношу за руку и отвел его к находящемуся на краю села озеру со сладкой водой.Он попросил ученика повторить здесь то же самое, что юноша уже проделал ранее. Подмастерье бросил гость соли в озеро, а затем вдоволь напился вкусной воды из него. Он вытер рукой стекающие по подбородку струи, а мастер спросил:
– Какова была вода на вкус?
– Как мед! – ответил ученик. Учитель продолжил:
– А ты почувствовал в ней вкус соли?
– Нет! Не почувствовал. Соль растворилась в озере.
На это мудрый учитель присел рядом со стоящим на коленях у воды учеником и преподал ему урок на всю оставшуюся жизнь:
– Мое дорогое дитя! Беды, печали, лишения и муки в нашей жизни подобны соли – их ни много, ни мало. Количество несчастий всегда одинаково. Однако степень их влияния на человека зависит от того, во что это попадет. Когда у тебя какая-то беда или проблема, ты должен расширить свой душевный мир и обогатить чувства. Перестать быть стаканом и превратиться в озеро. Даже если ты не видишь в этот миг, то должен представить то прекрасное, что ожидает тебя в итоге этого несчастья.
***
Верующий, способный наблюдать жизнь из окна будущей жизни, с точки зрения вечности, знает, что те беды и несчастья, которые выпадают на его голову наряду с получаемыми дарами и милостями, содержат в себе мудрость испытания. Кроме того, в священном аяте говорится следующее: «…Мы подвергаем вас искушению добром и злом ради испытания…» (Сура «аль-Анбия», 21/35).
Например, Всевышний дарует своему рабу богатство и контролирует, как он распоряжается той частью своего имущества, что предназначена для сирот и неимущих. Посылает человеку бедность и наблюдает за тем, как тот проявляет смирение в трудной ситуации. Испытывает болезнью и измеряет степень терпения и безропотности. Дает человеку власть над массами и проверяет, как он соблюдает права тех, кто находится в его подчинении, поддерживает сирот, нищих и обездоленных.
А раб, независимо от своего положения в обществе, должен всегда прибегать к покровительству Всевышнего и сохранять свое душевное спокойствие. В священном аяте по этому поводу говорится следующее: «… сотворил смерть и жизнь, дабы подвергнуть вас испытанию и увидеть, кто же лучше из вас по деяниям» (Сура «аль-Мульк», 67/2).
Мусульманин легко преодолеет выпадающие на его долю трудности, если обладает совершенной степенью веры. А раб, душа которого наполнена любовью, даже воспримет как проявление любви все, что ниспошлет ему Всевышний. Он считает это благодатью.
Как говорил Д. Руми: «Разве признаком дружбы (со Всевышним) не является способность получать уроки от бед, лишений и мучений? Друг (сам человек) подобен золоту. А беда похожа на огонь. Истинное золото очищается в огне».
Например, наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), во время призыва к вере, временами подвергался оскорблениям и забрасыванию камнями. Однако в нем был бескрайний океан сострадания, он в такие тяжелые моменты обращался к Всевышнему следующим образом: «… О, Рахман, о Рахим! Если Ты не гневаешься на меня, то я легко перенесу случившиеся со мной беды и лишения!» (Ибн-и Хишам, II, 29-30; Хайсами, VI, 35; Бухари, «Бад’у’ль-Халк», 7).
Таким образом, верующий должен совершенствоваться в знаниях, улучшать свою нравственность, сохранять спокойное состояние и расходовать пожалованные ему Аллахом блага на добрые дела. Ведь богатство истинной веры настолько велико, что сулит своему обладателю озарение светом его могилы и вечную счастливую жизнь в будущем.
Поэтому стоит ли так горько обращать внимание на камни по дороге земной жизни, не лучше ли достойно сносить выпадающие трудности со словами: «О, мой Аллах, мой Создатель, все происходящее от Тебя». Никогда не нужно забывать следующие слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Мусульманин воспринимает все негативное – от усталости, продолжительной болезни, заботы, горя и печали до вонзившегося в ногу шипа – как повод простить (Всевышним) его прегрешения» (Бухари, «Марда», 3; Муслим, «Бирр», 49).
Да причислит нас Всевышний к когорте искренних верующих, которые получили Его благословение за покорную мудрость своей судьбе…
Аминь…