Аллах Тааля в 19 аяте суры «ан-Ниса» приказал хорошо относиться к своим женщинам, предупреждая мужчин, чтобы они ценили своих супруг. В обществе, где образцом стала жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), женщины получили такую значимость, о которой раньше не могли и мечтать, они обрели особый социальный статус. Об этом наглядно свидетельствует хадис благочестивого Умара :«Мы, курайшиты, имели неопровержимую власть над своими женщинами. Но когда мы переселились в Медину, увидели, что женщины имеют власть над мужчинами.
Наши женщины, взяв с них пример, стали тоже к нам так относиться. Один раз я разгневался на свою супругу. И не тут-то было, смотрю, она дала мне отпор. Я посчитал это неправильным и, рассердившись ещё больше, обругал её. На что она ответила:
— За что ты меня ругаешь? Даже супруги Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) отвечают ему, открыто проявляют недовольство. И если нужно, они обижаются на него, и целый день могут с ним не разговаривать.
Я тут же пошёл к своей дочери Хафсе, супруге Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и спросил:
— И ты противоречишь Пророку, выражаешь ему своё неудовольствие?
— Да, — ответила она.
Я продолжал спрашивать:
— Если кто-то из вас обидится на него, то не подходит к нему в течение дня?
— Да, бывает такое, — сказала Хафса.
— Если вы так будете поступать, окажетесь в явном убытке. Кто из вас может быть уверенным в том, что Аллах не накажет вас за то, что вы обидите Его Пророка?
И, обращаясь к дочери, я продолжил:
— Смотри, не противоречь Расулюллаху! Требуя от него земных богатств, не заставляй переживать его. Если тебе что-то нужно, проси у меня (Муслим, «Талак», 34).
Как видно из этого примера, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) уважительно относился к женщинам, ценил их мнение, давал им право голоса. И женщины начали осознавать, что они являются существами благородными, нужными. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) подавал конкретные примеры уважительного, почтительного отношения к женщинам: он говорил им об их хороших качествах, о достоинствах, выражал любовь, сажал их рядом с собой, поддерживал, когда они садились на верблюда, а когда видел плачущую супругу, успокаивал её, вытирая слезы своими руками.
Невежественные мужья непочтительно обращались с женщинами в то время, когда у них был хайд (месячные). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) боролся с подобным отношением и сам относился к женщине в это время с пониманием. Супруге, которая боялась подать ему молитвенный коврик, когда у нее были месячные, он мягко говорил: «Не бойся. Твое состояние не перешло же на руки…» (Муслим, «Хаиз», 2, 13). Считая хайд естественным состоянием женского организма, Пророк просил супругу в эти дни мыть ему голову и, даже прислоняясь к ней, читал Коран (Бухари, «Хаиз», 2, 13).
Подобное отношение Пророка к женщинам было не случайным, временным явлением. Такое почтительное поведение проявлялось во всем образе его жизни.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) большое значение уделял воспитанию и образованию женщин, и прежде всего он старался эти знания дать своим супругам, потому что именно они обучали Исламу других мусульманок. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проводил обучение в форме беседы или дружеского наставления. Для мусульманина самое главное – это знание основ веры и Божественного Закона – шариата. Именно об этом заботился Пророк Ислама.