День Арафа — девятый и самый важный день месяца Зуль-хиджа. В это время многократно увеличивается вознаграждение за совершение благих поступков, но и усиливается тяжесть грехов. Никто, кроме Аллаха, не знает истинную величину этому.
Гора Арафат — это место, которым Всевышний наградил паломников, а день Арафа — это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились.
Поэтому мусульмане должны воспользоваться благами этого дня как в утешение, если не удалось совершить Хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафат.
За каждое благочестивое деяние верующий получит вознаграждение в Судный День. И пост в день Арафа — один из поступков, которые приближают нас к Аллаху. Соблюдение поста является желательным действием (сунна). В хадисах говорится об его важности. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Смоются грехи за предыдущий и последующий год у того, кто будет поститься в этот день».
Но грехи перед людьми смоются лишь только после того, как обидчик попросит прощения у тех, кого обидел.
В этот день могут не поститься больной и путник, который преодолевает трудности. Если же нет препятствий, то желательно совершить это богослужение. Лучше не поститься мусульманам, которые совершают Хадж, чтобы иметь силы для поклонения на горе Арафат.
Стояние на Арафате является важной частью Хаджа, без которой паломничество недействительно. При этом засчитывается нахождение на горе Арафат даже несколько минут в девятый день месяца Зуль-хиджа, в промежутке между полуднем и до рассвета следующего дня.
Стояние на горе Арафат является самым крупным ежегодным сбором мусульман. Здесь ниспосылаются наивысшие блага и милости Аллаха. В хадисе сказано: «Таким опозорившимся, исхудавшим, униженным и разгневанным шайтана видели только в день Арафа и в день битвы при Бадре. И это потому, что он видит, как на мусульман ниспосылаются блага и милости Всевышнего и смываются их грехи» (Малик).
Здесь души освобождаются даже от самых больших грехов, которые никогда не смоются в другом месте. В хадисе подчёркивается: «Самый большой грешник тот, кто на во время стояния на Арафате думает, что его грехи не прощены» (Дайлами).
В этот день верующие больше всего поминают Аллаха и поклоняются Ему, проливают много слёз, читают Коран. В день Арафа принимаются даже молитвы грешников о хороших людях. Баракат и дуа праведников получают имеющие грехи мусульмане. В хадисе приводится наставление Всевышнего: «Это ваше собрание наделено баракатом и плохой человек подарен хорошему, и благочестивому дано то, что он просил. Теперь вы возвращайтесь» (Ибн Маджа).
Множество людей на Арафате должно привести мусульманина к размышлениям об Арасате — месте сбора в Судный День. Там будут толпиться люди, которые группами пойдут за своими пророками. Одни будут приняты, а другие отвергнуты. Следует помнить об этом и постоянно держать сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Если усердно молиться Аллаху, то есть надежда на Его Милость в Судный День. Всевышний ниспосылает блага через сердца праведников. Когда их мысли будут направлены к Аллаху, когда вместе будут просить Аллаха, Он не оставит их надежду несбывшейся и дуа — безответными. Всевышний ниспошлёт им блага и милости. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Хадж — это стояние на Арафате» (Ахмад, Байхаки).
Нет человека глупее и несчастнее, чем тот, кто проводит день Арафа без пользы — в поисках еды, в разговорах или ненужных хлопотах. Подумайте только: это самое большое собрание людей в мире; в это время от мук ада освобождаются грешники; период, когда Аллах гордится паломниками, а шайтана побивают камнями; в эту пору ниспосылаются самые большие милости и блага Всевышнего.
Также мудростью Арафата является объединение мусульман: бедняк, богач, царь, раб, белый, чёрный — все стоят на горе, облачённые в одинаковые белые ихрамы, с непокрытыми головами, выражая бедность, нужду и потребность в милости Аллаха, прося Его об отпущении грехов. Нет большего равноправия в истории человечества, и его даровал Ислам.