facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Как расценивается труд с точки зрения Ислама?

0

Так же, как занятия наукой и пополнение знаний, зарабатывание денег и приобретение имущества в Исламе считаются фардом. Работать и зарабатывать праведным путем с тем, чтобы не нуждаться ни в чьей помощи и обеспечивать средствами к существованию детей и семью, — действия, ценность и духовное значение которых приравниваются к ибадату и джихаду. Поэтому Ислам всячески поощряет труд, не отдавая предпочтения тому или иному виду заработка и предоставляя этот выбор людям, в зависимости от условий и возможностей, которыми они располагают, а также в соответствии с их способностями и потребностями.

Однако пути заработка и преумножения имущества в Исламе основываются на принципе «законности или допустимости», который с религиозной точки зрения, юридически и морально, запрещает приобретение чего-либо путем воровства, разбоя, процентных сделок, супружеской измены, азартных игр, взяточничества. Имущество, полученное подобным образом, не обладает в Исламе никакой ценностью.

Основной и естественный способ заработка в Исламе — труд. В то время, когда население планеты было немногочисленным, а естественные природные богатства более доступными, присоединение к своему имуществу и обрабатывание никому не принадлежавшего участка земли, использование никому не принадлежавших дров и сена, охота рассматривались как разновидности законного труда и поощрялись. Позднее эти действия были определенным образом ограничены. Временной, незапланированной прибылью являются наследство, алименты, закят, пожертвования, но подобная прибыль также считается заработком, в основе которого лежит труд. В одном из хадисов Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Нет пищи лучшей, чем та, которая обретена трудом своих рук» (Бухари, «Бую», 15; «Наби», 37). Когда же его спросили, какую прибыль следует считать самой чистой, он ответил, что самой чистой является «прибыль, полученная трудом собственных рук и прибыль от честной торговли». Однажды, возвращаясь из Табука, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) встретил Саада бин Муаза (радыяллаху анху), и они обменялись рукопожатием. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) почувствовал на руке Муаза мозоли и спросил о причине этого. Муаз ответил: «Чтобы прокормить детей, я работаю в своем финиковом саду». Услышав это, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поцеловал его руку и сказал: «Такие руки самые любимые руки Аллаха». Труд, о котором идет речь в этом хадисе, не ограничивается только физическим трудом, работой в саду, в поле или на винограднике. Труд необходимо понимать, как любое усилие, любую работу, умственную или физическую.

В Коране сказано: «И мужчинам доля от того, что зарабатывают они. И женщинам доля от того, что зарабатывают они» (Сура «Ан-Ниса», 4/32).

Share.