Между сотрудничающими сторонами могут возникнуть разногласия относительно способа осуществления сделки, её действительности и т. п. Рассмотрим некоторые вероятные и наиболее важные виды разногласий и способы их разрешения с точки зрения Ислама.
Продавец и покупатель согласны с тем, что торговая сделка действительна, но затем между ними возникли разногласия относительно способа осуществления сделки
Например, разногласия относительно стоимости товара (сто рублей или сто пятьдесят), качества платежных средств (целые купюры или поврежденные), отсрочки (покупатель утверждает, что была предоставлена отсрочка выплаты стоимости, а продавец отрицает), ее длительности (месяц или два), объема предмета торговли и т. п. И в пользу своих утверждений у сторон нет явных доказательств. В таком случае для решения вопроса обеим необходимо принести клятву.
Каждая из сторон должна упомянуть в клятве отрицание слов оппонента и подтверждение своих. Продавец первым приносит клятву, в которой сначала упоминается отрицание, а затем утверждение. Например: «Клянусь Аллахом, что я продавал эту книгу не за 100 рублей, а за 150». А покупатель говорит: «Клянусь Аллахом, я покупал эту книгу не за 150 рублей, а за 100».
Из-за принесённой сторонами клятвы сделка не расторгается. Если продавец и покупатель придут к согласию и каждый из них примет слова оппонента, то сделка утверждается. В противном случае, если споры и разногласия между сторонами будут продолжаться, то они аннулируют сделку. Затем покупатель должен вернуть предмет торговли, а продавец – сумму.
При этом если у предмета торговли был неотделимый от основы прирост, который имел место после заключения договора, пусть даже до приема товара покупателем, то его всё равно необходимо вернуть. Однако отделимый прирост не возвращается. Если же у покупателя уже нет этого товара (например, он продал его, отдал на благотворительные цели или товар испортился), то он должен выплатить его стоимость на день порчи.
Если в товаре уже появился изъян, покупатель должен компенсировать и его. Разногласия между наследниками сторон (замещающими их людьми) решаются таким же образом.
У сторон появились разногласия насчёт основы самой сделки
Например, если одна сторона утверждает: «Я продал тебе это за такую-то стоимость», а другая отрицает: «Нет, ты мне это подарил», то они должны поклясться лишь об отрицании притязаний оппонента, но не об утверждении своих слов, потому что они не сошлись во мнениях о сути сделки. Например, продавец говорит: «Клянусь Аллахом, что я не дарил этого», а покупатель наоборот: «Клянусь Аллахом, что ты не продавал этого мне».
После принесения обеими сторонами клятвы тот, кто утверждает о дарении товара, возвращает имущество утверждающему о его продаже. При этом необходимо вернуть его вместе с приростом независимо от того, отделим он от основы или нет.
Одна сторона утверждает, что сделка была действительной, а другая отрицает это
В таком случае, согласно наиболее достоверному слову мусульманских ученых-богословов, оправдывают того, кто говорит о ее действительности после принесения последним соответствующей клятвы.
Например, известно, что для действительности обычной торговой сделки необходимо, чтобы стороны заранее увидели предмет торговли. Поэтому, если после сделки один клянется, что видел товар, а другой утверждает противоположное, то предпочтение отдаётся словам первого и контракт считается действительным.
Человек купил товар и принял его. Затем, возвращая предмет торговли продавцу, он принес товар с недостатком
Например, продавец утверждает: «Это не тот предмет торговли, который я продавал». В таком случае продавец приносит клятву, и его слова считаются правдивыми.
В авансовом договоре («салам»), согласно наиболее достоверному мнению, в идентичном случае после принесения клятвы оправдывают притязания покупателя, который приобрел товар за предварительный платеж.