Муж одной из учениц поэта Д. Руми был губернатором округа в Османской империи. Эта женщина попросила известного в те времена художника и каллиграфа Айнутдавлу тайно написать портрет наставника и принести ей. Но мастер, по своему легкомыслию, рассказал об этом поручении. Праведник в ответ лишь приветливо улыбнулся и сказал: «Делай то, что тебе поручено, и так, как тебе удобно».
Художник начал работу, но в результате увидел, что лицо Д. Руми, которое он видел перед собой, не имеет ничего общего с портретом. Поняв это, он начал работу снова, однако облик шейха изменялся за это время около двадцати раз. Мастер был вынужден признать свое бессилие и прекратил работу. Этот случай потряс его и заставил глубоко задуматься: «Если я вижу таким одного праведника, то каков же Пророк этой религии?»
Поэтому призыв к Исламу можно осуществлять даже без слов, одним лишь выражением лица. И это под силу каждому му’мину – использовать пример выдающихся людей для самосовершенствования и стать похожими на них. Ведь высоконравственная личность формируется благодаря притягательной силе характера праведников.
Благочестивые люди подобны звездам. Об этом писал Ахмед Джевдет Паша. «Один из халифов династии Омейядов, Валид бин Абдульмалик, был увлечен строительством новых зданий. В период его правления на каждом собрании обсуждались вопросы, касающиеся возведения новых зданий.
Султан Сулейман бин Абдульмалик, который был склонен к развлечениям, удовольствиям и гастрономическим изыскам, привил в обществе страсть к пышным пирам и праздникам. Он ввел моду на развлечения.
Потом к власти пришел праведник Умар бин Абдульазиз, величайший из халифов, известный своей скромностью. В это время народ обратился к Аллаху, встал на истинный путь и стал совершать поклонения. Люди беседовали о духовности и спрашивали друг друга: «Какие молитвы ты совершал ночью, сколько аятов Корана ты выучил, сколько дней ты держал пост?» («Кысас аль-Анбия ва Таварих Хулафа», I, с. 717).
Безграничная любовь к Всевышнему наполняла сердца праведников, поэтому они обладали столь высокой силой притяжения для окружающих. Люди стремились к ним, как изнывающие от жажды путники в пустыне спешат к живительному оазису. Лучшие рабы Аллаха освобождаются от земных страстей и желаний нафса, а затем становятся источником света для других. Они очистили сердце от всего низменного – гордыни и высокомерия, и потому люди начинают тянуться к ним.
Единственная цель му`минов заключается в снискании довольства Аллаха. Поэтому для них нет разницы между малым и большим, холодом и жарой, достатком и бедностью, не существует рангов или переменчивых условий жизни. Эти счастливые люди постоянно пребывают в состоянии хушу и муракаба. Они не замечают недостатки и грубость других.
Праведники отстранились от земной суеты и больше не вступают в споры из-за материальных ценностей. Они сохраняют высокую духовность и довольство предначертанным, за что порой слышат осуждение людей. Однако искренние му`мины всегда помнят повеление Творца: «Рабы Милостивого — это те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, говорят: «Мир!»» (Сура «аль-Фуркан», 25 / 63).
Аллах повелел всем Своим созданиям подчиниться и служить именно таким Его рабам. В хадисе-шариф говорится: «Если мусульманин беспокоится о жизни вечной, то Всевышний наполнит его сердце духовными сокровищами и избавит от беспорядка в делах. Если же человек хлопочет о жизни земной, то Аллах разверзнет перед ним пучину бедности, расстроит его дела и дарует лишь немного материальных благ» (Тирмизи, «Сыфатуль-Кыяма», 30).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)