Щепетильные мусульмане задумываются, как должен вести себя мусульманин в смутное время? Ответ на данный вопрос кроется в аятах и хадисах. Порой некоторые политики или государственные деятели пытается еще сильнее раздуть огонь раздора, ссылаясь на предписания религии и толкуя их по-своему.
Всевышний предупреждает тех, кто использует Его слово для разжигания смуты: «Он — тот, кто ниспослал тебе Коран. В нём есть ясно изложенные аяты, в которых суть Писания, другие же аяты требуют толкования. А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха. Сведущие в знаниях говорят: «Мы уверовали в него. Весь [Коран] — от нашего Господа». Но только разумные мужи следуют назиданиям» (Сура «Али Имран», 3 / 7).
Удар соперника в спину
Однажды лягушка пыталась перейти через мост, и скорпион предложил ей помощь. Некоторое время он тащил её на спине. Скорпион дошёл до середины моста, не удержался и воткнул жало в свою пассажирку. Они вместе упали с моста и скрылись в пучине…
Может случиться так, что люди, на которых вы надеетесь, в середине пути ударят вас в спину. Всевышний напоминает: «Если мунафики выступили бы вместе с вами в поход, то они только внесли бы замешательство, проникли бы в ваши ряды, желая посеять меж вами смуту: ведь среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним. Но Аллах знает, кто стремится к беззаконию» (Cура «ат-Тауба», 9 / 47).
Ислам предписывает по возможности избегать смуты. В одном из аятов содержится предупреждние: «Страшитесь искушения [зла], которое поразит не только тех из вас, кто грешил. И знайте, что Аллах суров в наказании» (Сура «аль-Анфаль», 8 / 25).
Во время раздора нельзя выяснить, кто прав, а кто виноват. Человек может стать орудием в руках смутьянов, и поэтому чувство собственной значимости противоречит божественным предписаниям.
Вакид Ибн-и Мухаммад рассказывал, что однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) соединил свои пальцы и произнёс: «О, Абдуллах Ибну Амр! Что ты будешь делать, оставшись один на один с беспорядочной, нарушившей свои клятвы шайкой бродяг»?
— Что вы посоветуете, о, Посланник Всевышнего? — воскликнул собеседник.
— Делать то, что считаешь хорошим, и отвергать то, что считаешь плохим. Попытайся исправить нравственность своих близких. И не связываться с этой шайкой бродяг и подобными им», — ответил он (Бухари, «Салят», 88; «Фитан», 13; Абу Давуд, «Мелахим», 17, 4342; Ибн Маджа, «Фитан», 10, 3957).
Абу Хурайра (радыяллаху анху) слышал, как: Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) произнёс: «Настанут такие дни, когда убийца не будет понимать, почему он поднимает нож, а жертва — за что её убивают. Это смута! И убийца, и жертва — в огне» (Муслим, «Фитан», 56).
Произнесённое Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) слово «херч» — смута после его смерти стали чаще всего использовать для обозначения возникшего в исламском обществе порочного явления массового убийства мусульман мусульманами.
Абу Муса (радыяллаху анху) вспоминал слова Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Перед Концом светом непременно возникнет смута». Я спросил, что это означает, и он ответил: «Убийство». Некоторые присутствующие уточнили:
— О, Посланник Всевышнего, почему вы говорите так? Ведь мы и сейчас убиваем множество многобожников!
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) увидел, что собеседники неправильно его поняли и пояснил:
— Когда настанет тот день, вы начнеёте убивать друг друга, даже своих соседей, двоюродных братьев и других родственников. И там не будет места разуму. Из-за чрезмерных страстей и невежества большинство людей лишатся рассудка. В этой ситуации возникшая шайка безумцев сменит своих предшественников».
Смута временна. Постоянна только Истина. Всевышний говорит: «Они и раньше пытались посеять смуту и представляли тебе события в искажённом виде, пока не явилась истина и не обнаружилось веление Аллаха, хотя это и было им ненавистно» (Сура «ат-Тауба», 9 / 48).