В нашей семье возникли дискуссии об имени будущего ребёнка. Каждый пожелал назвать малыша исходя из своих предпочтений. В итоге мы решили дать ему двойное имя: одно — современное, а второе уже вышедшее из употребления. Расскажите, пожалуйста, о критериях наречения в Исламе. С уважением, семья Хакимовых, Москва.
В первую очередь, родители должны знать, что в их обязанности входит выбрать ребёнку имя с хорошим значением, научить его основам религии, культуре исламского образа жизни, а затем способствовать созданию новой мусульманской семьи. Преимущественное право назвать новорождённого имеет отец, а затем уже мать.
Не столь важно, является имя общеупотребительным или нет, главное — его благородное значение. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал: «В Судный День каждого будут призывать по собственному имени и имени вашего отца, поэтому достойно нарекайте ваших детей» (Абу Давуд, «Адаб», 69).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) указывал, что наиболее предпочтительны имена, в которых имеется сочетание слова «абд» (раб) с одним из прекрасных имён Всевышнего. Поэтому мусульмане часто называют новорожденных Абдуллах — «раб Аллаха», «Абдуррахман» — «раб Рахмана»; об этих двух именах говорится, что они наиболее любимы Великим Творцом. Подобны им Абдулхай, Абдулкерим, Абдульхамид, Абдурашит(д), Абдулваххаб, Абдулхак (Муслим, «Адаб», 2; Абу Давуд, «Адаб», 69; Тирмизи, «Адаб», 64).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал: «Для детей выбирайте имена избранников Всевышнего», например, Адам, Муса, Иса, Юсуф, Идрис, Айюб, Исхак, Исмаил, Мухаммад. Он назвал своего ребёнка в честь пророка Ибрахима (алейхиссалям), сказав: «Сегодня увидел мир мой сын. Я дал ему имя моего отца Ибрахима» (Бухари, Муслим).
Кроме того, хадис рекомендует время, когда предпочтительнее нарекать ребёнка: до наступления вечера с момента его рождения, однако можно отложить и на более поздний период, но не более семи дней (Абу Давуд, «Джанаиз», 24).
Обряд наречения проводится следующим образом: тот, кто даёт имя ребёнку, должен взять его на руки, повернуться к кибле и, наклонившись, осторожно прочитать азан в правое, а затем в левое ухо младенца. Так же поступил Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), когда на свет появился его внук (Тирмизи, «Адаха», 15).
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) разъяснил смысл этой традиции: «Тот, у кого родится ребёнок, пусть прочтёт в его правое ухо азан, а в левое — икамат, и к тому малышу не приблизятся джинны» (Файзуль-Кадир, 6 / 237).
После этого читается салават и с поминанием Аллаха в правое ухо новорожденного трижды произносится его имя. Например, при произнесении слов: «Тебя зовут Абдуллах» исполняется Сунна Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так как он положил начало этой традиции.
Прочтение азана и икамата — первые наставления в вере, ибо содержание мусульманского призыва к молитве охватывает многие основы Ислама: таухид, такбир, намаз, и свидетельство того, что Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) — Пророк Аллаха. Для прочтения азана и икамата необязательно приглашать имама или многих гостей (Бухари, «Манакиб», 17; Муслим, «Фазаиль», 124).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) менял имена, оставшиеся со времён джахилии, а также неблагозвучные, на достойные. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) сообщала, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) изменил многие имена, несущие плохой смысл (Тирмизи, «Адаб», 66).
Так, на 7-м году Хиджры он пришел в Хайбар и узнал, как звали легендарного сподвижника Абу Хурайры. Услышав в ответ «Абдушшамс (раб солнца)», Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) отметил, что человек не является рабом ни луны, ни солнца, и нарёк сахаба Абдуррахман. Имя одного из своих сподвижников Сарим (суровый) Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заменил на Саид («счастливый»). Среди женских имён, по рассказу ибн Умара (радыяллаху анху), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) изменил имя Асиия (непокорная) на Джамиля (красивая) имя мусульманки Барра — на Зайнаб (Муслим; Тирмизи; Бухари, «Адаб», 108; Абу Давуд, 62; Ибн Маджа, «Адаб», 32).
В Исламе запрещается давать имена в честь главных притеснителей и безбожников, например, Фараон, Шайтан, Иблис, Карун, Хаман, Абу Ляхаб.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал нарекать детей достойно и благозвучно. Поэтому для ребенка может быть использовано любое подходящее имя, взятое не из Корана. Однако ранее не известные имена, которые пришли из немусульманской среды, абсолютно не подходят для ребёнка. Любое имя, которое несёт в себе смысл покорности Аллаху, соответствует принципам Ислама и человеческому достоинству, которое красиво и хранит добрую память о величии истинно верующих обладателей, может быть без колебания использовано.
Разрешается обращаться к человеку по прозвищу, которое характеризует его с положительной стороны или носит почтительный характер. Это является Сунной и доброй традицией в Исламе. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) отметил: «Одна из обязанностей му`мина перед другим мусульманином заключается в том, чтобы окликать его по имени, которое тому подходит» (Эльмалылы Хамди Языр, «Хак дини Куран дили», Стамбул, 1993, VI, 634).
Именно благодаря прозвищам стали легендарно известны многие сподвижники времён эпохи благоденствия. Например, Абу Хурайру называли «отцом кошек» за то, что он любил этих животных и заботился о них.
Таким образом, имя должно содержать хороший смысл, быть благозвучным, нести добрую память благочестивых предков и соответствовать духовным ценностям и культурным традициям. Например, Посланник Аллаха изменял неблагозвучные названия животных, вещей и населенных пунктов. Так местность Сибу-д-Далялет («ошибочная дорога») стала Сибу-ль-Худа («истинный путь»).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)