В эпоху гаджетов, смс и быстрого общения рукописный текст и красивый почерк становятся все более редкими явлениями. Тем не менее, есть истинные мастера каллиграфии, виртуозно владеющие пером и бумагой. Один из них – молодой Айзат Мингазов из Казани.
Уже в 13 лет его называли вундеркиндом и одним из самых талантливых художников в своей сфере. В копилке достижений Айзата: персональная выставка в 16 лет, первое место на Всероссийском конкурсе каллиграфии «Шамаиль моей семьи», победа на международном конкурсе «Искусство мира Ислама», а также уважение и признание среди коллег.
19-летний Айзат Мингазов уже является известным за пределами России мастером современной арабской каллиграфии. Пожалуй, главное его достижение заключается даже не победе в престижных конкурсах, а в том, что ему экспериментальным образом удалось разработать собственный авторский почерк. Его отличает то, что в качестве инструментов он использует не привычные деревянные каламы, а цветную тушь и импортные ручки.
Айзат начал заниматься творчеством в 11 лет, попробовав себя в классической каллиграфии. Его выбор был обусловлен исламским воспитанием, вероубеждением и окружением. Изначально молодой человек ставил целью повысить уровень каллиграфии на родине в Татарстане и развить исламское искусство в целом.
Уже в ранних работах Айзата чувствуется прекрасное владение и понимание классической арабской каллиграфии. Однако, не желая ограничиваться существующими рамками и правилами, он начал экспериментальным путем искать свой фирменный почерк. Увлечение граффити открыло ту самую дверь, дав поток свежего воздуха для вдохновения и новых идей. В итоге все это вылилось в единое направление – “каллиграффити”.
«В начале мая 2016 года я разрабатывал каллиграфический символ для села Актаныш. В основу формы взят символ Актаныша — лебедь, туда вписано название села на старо-татарском языке. В августе парк был достроен, и теперь моя каллиграфия есть практически на каждой скамейке», — рассказал мастер.
Айзат считает, что современная арабская каллиграфия дает не только свободу действий каллиграфу, но и прекрасное сочетание стилей и языков, возможность экспериментов с фактурой материала, цветом, техникой исполнения, модификацией шрифтов. Автор всегда в первую очередь думает о цели и задаче будущей композиции, делая ее либо легко читаемой, либо дающей простор для фантазии зрителя.
В одной работе художник затрагивает такую тему, как соотношение цены нефти и цены человеческой крови. На сегодняшний день борьба за черное золото стоит очень остро в странах Ближнего Востока.
Несмотря на большие достижения, Айзат продолжает совершенствовать свой навык, разрабатывая новый стиль из «смешения арабской, латинской графики, а также частей кириллицы, китайской каллиграфии, современной арабской типографики и еще многого, что оказало на него влияние».
Если верить тому, что красота человека кроется в красоте его письма, то Айзат Мингазов, хотя еще и не до конца раскрыл тайну калама (ибо нет предела совершенству), то точно движется в правильном направлении.