facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Каллиграфия и исламское искусство в Великобритании

0

Каллиграфия является популярным видом искусства среди художников, которые приезжают из мусульманских стран Ближнего Востока. В одной из самых разносторонних стран современной Европы не является чем-то необычным распространение знаний об исламском искусстве. Также интерес к нему среди жителей Туманного Альбиона не является феноменом, он зародился несколько десятилетий назад.

 

Ребекка Бридгман, куратор галереи исламского и азиатского искусства в музее Бирмингема, рассказала о своей работе археолога, об исламском искусстве, каллиграфии и современных хатах, а также о предстоящих выставках за пределами мультикультурного Лондона.

И.: Расскажите немного о себе.

Р.Б.: Я получила специальность археолога в Университете Саутхэмптона и защитила докторскую диссертацию об исламской керамике в Южной Испании, в Севилье. По роду своей деятельности я часто была в Египте, Йемене и странах Восточной Африки. До того как я переехала в Бирмингем год назад, я работала около четырех лет в кембриджском музее «Фитцвиллиам» в отделе керамики и шесть лет была вице-президентом общества средневекового Средиземноморья. И с 2012 года я работаю куратором в музее Бирмингема.

— Откуда у вас появился интерес к исламскому искусству?

— На самом деле он берет начало в моей работе на побережье Красного моря в Египте. Моя первая поездка в эту страну состоялась в 1995 году в качестве ассистента проекта раскопок, который проходил недалеко от Хургады. С этого времени до 2001 года каждую зиму я проводила в Египте. Конечно, это сделало более интересной мою работу над докторской диссертацией об Испании, потому что эта страна была частью исламского халифата в Средние века. Отсюда, в течение 15 лет, и появился мой интерес к мусульманскому искусству.

— А в чем заключаются обязанности куратора в музее Бирмингема?

— Моя должность сконцентрирована вокруг представления коллекций в музее. Это действительно одна из лучших экспозиций Великобритании за пределами Лондона. Я приехала сюда в качестве специалиста, чтобы посмотреть на материалы, которыми владеет музей, их количество, и какую научную работу мы можем провести.

Также я организую выставки, например, каллиграфии. Одна из таких экспозиций под названием «Калам» состоялась буквально на днях. С помощью этих выставок мы пытаемся взаимодействовать с разными людьми в Бирмингеме, потому что это самый многонациональный город в Англии – здесь проживает немало выходцев из Юго-Восточной Азии и второе по количеству мусульманское население после Лондона. Мы действительно заинтересованы в том, чтобы жители Бирмингема чувствовали, что музей открыт и работает для всех, и потому периодически устраиваем выставки, которые представляют жизнь мусульманской общины.

— Вы считаете, что жители Бирмингема интересуются исламским искусством?

— Я считаю, что Великобритания очень многообразная и мультикультурная страна. Поэтому люди заинтересованы в том, чтобы увидеть что-то новое и увидеть то, что исламское искусство было важным на протяжение многих веков. Если вы посмотрите на пример ведущих английских музеев – Виктории и Альберта, Британского музея, музея Эдинбурга или национального музея Шотландии – то увидите, что большинство из них имеют исламские художественные галереи.

Многие музеи Англии были созданы в 19 веке, когда считалось важным собирать предметы исламского искусства, потому что они служили источниками вдохновения для британских ремесел и искусств. И именно поэтому здесь проявляется и лично мой интерес. Слышали ли вы о движении искусств и ремесел? Или об Уильяме Моррисе? Он был основателем этого движения в Великобритании в конце 19 – начале 20 века. Этот новый вид искусства черпал вдохновение из разных источников, но ключевыми были шедевры исламских мастеров. Он определил внешний вид многих вещей, что были в быту Европы того времени.

Кроме того, технология производства этих арт-объектов была тогда на очень высоком уровне. Это одна из причин того, что их собирали многие европейские музеи, и это был величайший феномен Западной Европы. Например, в Бирмингеме есть солидная коллекция индийской резьбы по металлу и исламской мозаики, которые послужили источниками вдохновения для новых работ. Эти артефакты были собраны из разных источников. Часто их привозили из Лондона или Парижа дилеры, которые приобрели эти произведения искусства на Ближнем Востоке и продавали музеям или частным коллекционерам. Тогда это была довольно большая индустрия. Очень много антикваров было в Дамаске, в одном из крупнейших торговых городов 19 века.

Но тогда музеи собирали не только предметы исламского искусства. В сферу их интересов входили японские и дальневосточные арт-объекты, которыми также интересовались и простые люди. Это было похоже на моду того времени – собирать подобные произведения искусства.

— В пресс-релизе выставки «Калам», которая стала крупнейшей экспозицией каллиграфии за пределами Лондона, вы отметили, что современная каллиграфия демонстрирует продолжение и важное влияние этого вида искусства. Действительно ли оно имеет такое влияние на творческих людей Великобритании?

— Это популярное искусство среди мусульманских художников и тех, кто приезжает с Ближнего Востока. Есть две основные формы современной каллиграфии. Первые продолжают практиковать традиционные способы, которые узнали от мастеров хата. Они по-прежнему используют те методы, которые существовали на протяжении веков. Например, Сорайя Сайед является традиционным художником, которая обучалась у каллиграфов в Стамбуле – продолжателей османской традиции. Это является одной из тенденций современной каллиграфии, где каждая буква формируется в соответствии со строгими принципами.

Также есть художники, которых нельзя назвать каллиграфами, однако они используют арабские буквы или слова. Это новая форма современного искусства под названием хуруффия. Она возникла в последние 50-60 лет под влиянием арабского слова «харф», означающего письмо. Это приводит к разрушению строгих правил каллиграфии и созданию новых стилей.

У нас на выставке представлены работы марокканской художницы Лаллы Ассайди, чьи работы, я думаю, прекрасны. Она делает собственные фото или других людей в полном мусульманском облачении – в абайе и порой даже в никабе, и пишет хной арабские слова на одежде, на заднем плане фото, на коже моделей. Иногда эти слова объединяются в сообщения о сущности художника, о Марокко или об арабских женщинах.

— Какие у вас планы?

— Летом мы собираемся организовать две выставки современного искусства. Одна из них откроется 24 мая и представит работы Заха Хуссейна, британского мастера 3D-живописи и скульптуры. Другая – фотовыставка о Ближнем Востоке под названием «Правда на жизнь». Для нее мы заимствуем часть экспонатов из музея Виктории и Альберта.

Share.