1. Му’мин — человек, который полностью признаёт основные положения Ислама и старается придерживаться всех правил и требований. Можно сказать, что мусульманином или му`мином называют верующего, кто признаёт все шесть столпов имана, выраженных формулой «Аманту».
2. Кяфир — это человек, который не верит в Аллаха и Его Посланников и отрицает хотя бы один из столпов Ислама.
Иногда их называют «мункир». Мушриками считаются те, кто верит в Аллаха и одновременно в могущество других существ. Например, христиане, которые считают пророка Ису сыном Бога и верят в Троицу; иудеи, называющие пророк Узайра сыном Аллаха. В Коране они охарактеризованы как мушрики и кяфиры: «Не уверовали те, которые утверждают: «Воистину, Аллах — это Мессия, сын Марйам». Скажи [, Мухаммад]: «Кто хоть в чём-нибудь может помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марйам, вместе с его матерью и теми, кто на земле, —всех?» Аллаху принадлежит власть над небесами и над землёй и всем тем, что между ними. Он создаёт то, что пожелает, и властен Аллах над всем сущим» (Сура «аль-Маида», 5 / 17).
3. Муртад — мусульмане, что стали неверующими, Например, из-за отрицания одного или нескольких столпов Ислама. В Коране сказано: «Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отвратится от своей веры и умрёт неверным, то тщетны деяния таких людей в этой жизни и в будущей. Они — обитатели ада и пребудут в нём навеки» (Сура «аль-Бакара», 2 / 217).
4. Мунафик — человек, который не верит в столпы Ислама, но заявляет о своей вере, вводя в заблуждение мусульман. Часто данный термин употребляется в отношении лицемеров.
Обычно к мунафикам относятся так же, как к истинным мусульманам. Разрешается употреблять в пищу мясо убитых ими животных, получать от них наследство, заключать браки с ними и совершать джаназа-намаз. Но в Судный День мунафики понесут наказание вместе с кяфирами (Аль-Матуриди, «Китабуль-таухид», Бейрут, 1970, 374—375).
В различных аятах Корана отмечается, что мунафики подобны кяфирам. Для них уготованы самые нижайшие уровни ада: «Среди людей есть такие, которые утверждают: «Мы уверовали в Аллаха и в Судный День». Но они — не верующие» (Сура «аль-Бакара», 2 / 8).
«Воистину, мунафики [будут гореть] во глубине адского огня. И не найти им заступника» (Сура «ан-Ниса», 4 / 145).
5. Фасик — так называют порочных людей, грешников, которые не выполняют повеления Аллаха и обладают дурным нравом. По фикху, фасик — это человек, нарушающий законы Всевывшнего, совершающий большие и малые грехи и сошедший с истинного пути.
Фиск (пороки) можно разделить на три группы:
1. Нарушение религиозно-нравственных законов с осознанием греховности деяния.
2. Упорное совершение какого-либо запрещённого действия.
3. Отрицая запретность поступка и совершать его. Но это считается куфром и разрыв всех связей с религией. Например, употреблять спиртное, отрицая его запрет, и считать дозволенным прелюбодеяние.
В некоторых аятах Корана слово «фиск» употребляется в общем смысле. Например, при совершении Хаджа, употреблении в пищу мяса животных, зарезанных без поминания Аллаха: «Не ешьте того, что [было забито] без упоминания над ним имени Аллаха, ибо такой поступок — грех. Воистину, шайтаны внушают своим последователям [мысль о том], чтобы они пытались убедить вас в споре [о дозволенности есть мертвечину]. И если вы повинуетесь их [призыву], то вы — многобожники» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 121).
Данное слово порой употребляется для определения тех, кто оклеветал невинных: «Тех, которые возведут навет на целомудренных женщин, но при этом не приведут четырех свидетелей, секите восьмьюдесятью [ударами] плети и никогда не берите их в качестве свидетелей, ибо они — преступающие закон» (Сура «ан-Нур», 24 / 4).
В других аятах слова «фиск» и «куфр» употреблены как синонимы: «Мы и раньше ниспосылали тебе ясные знамения, и не верят в них лишь нечестивцы» (Сура «аль-Бакара», 2 / 99).
6. ’Аси (ослушавшийся) — это грешник, который не повинуется повелениям Аллаха и Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В Коране сказано: «А того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нём пребудет, и уготовано ему унизительное наказание» (Сура «ан-Ниса», 4 / 14).
‘Аси могут совершать большие (кабир) и малые (сагир) грехи. Согласно ахлюс-сунне, человек считается мусульманином до тех пор, пока признаёт запретность большого греха. В зависимости от проступка он может раскаяться, и Аллах, если пожелает, простит такого человека. В Коране сказано: «Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши [мелкие] прегрешения и введём вас через врата благословенные» (Сура «ан-Ниса», 4 / 31).