Чтобы Хадж или Умра были приняты Аллахом, необходимо обратить внимание на следующие условия:
Следует избегать поступков, идущих вразрез с искренним намерением на совершение Хаджа или Умры.
В этих священных местах верующий должен временно закрыть свою Книгу земного бытия, избавившись от собственного эго, т.е. оставить все мирское и направить все помыслы на приобретение духовности.
Войдя в особое душевное состояние, являющееся Вратами Милости и Благодати Аллаха, верующий становится гостем во Дворце Божественного Знания и Мудрости.
После этого подготовительного этапа паломнику необходимо совершить следующие приготовления:
Облачаясь в ихрам, верующий должен сбросить с себя одежду, которая не только покрывает его тело, но и является отражением его земных пристрастий.
Когда при совершении Хаджа и Умры ради довольства Аллаха одевается ихрам, он отражает сердечное намерение и искренность паломника, становясь при этом не только покрывающей тело одеждой, но и облачением богобоязненности, избавляющим от внутренних амбиций, связанных с богатством, славой, занимаемой должностью и положением в обществе. Великий Создатель так говорит в своей Книге: «Преуспел тот, кто очистился душой» (Сура «аш-Шамс», 91/9).
Верующий, пребывая сердцем в неповторимой атмосфере связи с Аллахом, должен в это время избегать различного рода мирских забот и по возможности не выходить в магазины и на рынки, поскольку подобного рода занятия ослабляют связь с Аллахом и приводят к нерадивости в богослужении, что духовно обедняет пребывание в благословенном месте.
Когда у благочестивого Умара (радыяллаху анху) спросили о Хадже и Умре, он посоветовал после их завершения как можно скорее вернуться в свои края, чтобы не лишиться возвышенной, духовной атмосферы внутри самого себя.
В Хадже и Умре, устремившись всем своим естеством к Дому Аллаха, необходимо осознать истину Божественного Слова:
«… Мы [Аллах] более близки к нему [своему рабу], чем шейная артерия» (Сура «Каф», 50/16).
Кроме того, необходимо понять, что ничто не может укрыться от Всевышнего:
«…Знайте, что Аллах стоит между человеком и [побуждениями] сердца его…» (Сура «аль-Анфаль», 8/24).
Необходимо преодолеть увлекающие нас в пучину суеты земные страсти и устремиться к духовной связи с Аллахом. Ибо основа Хаджа и Умры лежит в следующем: Необходимость физического и духовного очищения.
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к благочестивому Умару (радыяллаху анху), пришедшему испросить разрешение на совершение Умры, с такими словами: «Брат мой, не забудь и нас в своих молитвах» (Тирмизи, «Дават», 109/3562).
Благочестивый Умар (радыяллаху анху) так поведал о своих чувствах в ответ на эту дружескую просьбу: «Если бы Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) дал мне взамен сказанного весь мир, я не был бы так счастлив» (Абу Давуд, «Витр», 23/1498).
Одним из достоинств Хаджа и Умры является большая вероятность того, что мольбы, возносимые верующим Всевышнему в это время, будут Им приняты. Благодаря искренней мольбе, человек получает награду от Аллаха и его паломничество принимается.
Следует отметить, что выполнение в Рамадан обрядов Умры обещает верующему неисчислимые Божественные щедроты и милости.
Таким образом, духовное очищение и стремление к получению Божественной награды, являясь целью совершаемых Хаджа и Умры, неизменно приводит паломника к осознанию следующего положения:
Следует достойно вступить в Мечеть аль-Харам и, отказавшись от всего запретного и сомнительного, исполнить все религиозные обряды.
Каждый вид поклонения паломника и каждое его благое дело должны осуществляться дозволенным путем, поскольку успех Хаджа и Умры напрямую связан с чистотой тела верующего и употребляемой им пищи.
В соответствии с хадисом, кто отправится в Хадж с деньгами, заработанными недозволенным путём, произнося лишь языком: «Ляббайк Аллахумма ляббайк», – тот не достоин ничего, кроме гнева Аллаха, ответствующего «Ля ляббайк» («Я же не перед тобой»). Поэтому первым условием для совершения Хаджа должен стать дозволенный заработок, а затем уже искренность верующего. Постоянно срывающиеся с уст слова тальбии: «Вот я перед тобой», – должны зажигать в сердце верующего огонь искренних чувств и, наполняя раба Аллаха изнутри, приближать его к своему Творцу. Однако тальбия, доносящаяся из пустой души и чёрствого сердца, – лишь эхо пустоты. Поэтому внук Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) благочестивый Хусейн (радыяллаху анху) произнося «Ляббайк», дрожал от неизвестности, говоря: «Либо возьму причитающуюся от Аллаха награду, либо заслужу Его «Ля ляббайк!»