Перед тем, как отправиться в паломничество, надо подготовить себя к нему внутренне, потому что самонадеянность и нерадивость не принесут верующему ни пользы, ни благодати. Паломники в ослепительно белых одеждах, похожие на ангелов, должны проявлять себя с самой лучшей стороны, демонстрируя кротость и терпение. Чтобы сердце каждого верующего, вошедшего в состояние ихрама, наполнилось искренними чувствами, Аллах на время Хаджа установил для паломников из дозволенного некоторые запреты, например, запрет на причинение вреда всему живому, которые способны уберечь их от всего неодобряемого и сомнительного.
Проникаясь отношением Создателя к творениям, верующий старается проявить ко всем ним милость, сочувствие и уважение.
Паломник должен с наибольшей для себя пользой расходовать быстротечные мгновения, избегая пустых наблюдений и бесполезных разговоров.
Воодушевление паломника – это духовная составляющая Хаджа и Умры.
Верующему не следует проявлять в отношении своего брата-мусульманина таких чувств, как презрение, неприязнь, осуждение: никому не известно, каков тот или иной человек перед Аллахом. Один из праведников наставлял паломников: «Отправляющимся мой совет — не пренебрегайте там смирением. Живите в мире чувств своего сердца и не занимайтесь бесполезными делами. Постарайтесь зарядиться духовной атмосферой тех мест».
Человек, неоднократно бывавший в Хадже, развивается духовно. В большинстве именно те, кто не раз совершал паломничество, находятся на пути служения благому, в них живы сострадание и милосердие. Таким образом, кто откроет свою душу и объятия, пребывая в великой радости от сладости веры, тот будет жертвовать ради Аллаха с лёгкостью и любовью. В одном из знамений Корана Аллах говорит: «[О, последователи Ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования из того, что [больше всего] вам дорого. И что бы вы ни потратили на подаяние; Аллах ведает об этом» (Сура «Али Имран», 3/92).
Основной целью Хаджа является совершение жертвоприношения, которое пришло к нам из сокровищницы Божественной Мудрости, из далёкого прошлого, напоминая о высоком примере проявления благочестивыми Ибрахимом и Исмаилом (алейхумасаллям) покорности Великому Аллаху, примере, который помогает посеять в душе благодатные ростки искренности и богобоязненности, проявить кротость и смирение перед волей Создателя и зажечь в сердце огонь любви к Нему. Великий Творец говорит в Коране: «Ни мясо их, ни кровь их (т. е. жертвенных животных) не нужны Аллаху, Ему важна лишь ваша набожность…» (Сура «аль-Хадж», 22/37).
Так, Ибрахим (алейхиссаллям) ради Аллаха принёс в жертву своего сына, который, в свою очередь, на этом пути с готовностью пожертвовал собственной жизнью. А вы задумывались над тем, способны ли на что-либо подобное?
В Священном Тексте говорится о предложенном Всевышним справедливом обмене: «Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на уготованный им Рай…» (Сура «ат-Тауба», 9/111).
Таким образом, чтобы встать на путь самопожертвования, мусульманину…
Вменяется в обязанность побивать шайтана и собственный нафс (эгоистические желания) камнями покорности Аллаху.
Обряд побивания камнями шайтана означает, прежде всего, внутреннее, символическое побивание шайтана собственного. Это напоминание о том, как избавились от шайтана пророки Ибрахим и Исмаил (алейхумассаллям), а также благочестивая Хаджар. Шайтан, проклятый этими благочестивыми людьми, получил эпитет раджим, т.е «побиваемый, забрасываемый камнями» (в давние времена проклятых забрасывали камнями).
Каждый верующий должен контролировать свои внутренние порывы и, выявляя различного рода сомнения и ошибки, изгонять их камнями покорности Аллаху, как это делали Ибрахим, Исмаил (алейхумассаллям) и благочестивая Хаджар, достигнув таким образом наивысшей степени искреннего служения Всевышнему. В какой же степени это состояние способно украсить наш внутренний мир? Итак, чтобы раб мог приблизиться к Творцу, на каждом этапе совершения Хаджа и Умры ему…
Необходимо постоянно обращаться к Всевышнему с дуа и делать зикр.
Аллах говорит в Книге: «Когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Запретном месте!..» (Сура «аль-Бакара», 2/198).
«Когда же вы совершите свои обряды поклонения, то поминайте Аллаха так, как поминаете своих отцов, и даже сильнее!..» (Сура «аль-Бакара», 2/200).
При совершении Хаджа и Умры следует часто произносить тальбию. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Нет ни одного мусульманина, произносящего тальбию, которому бы не внимали камни, деревья и твердь земли, находящиеся справа и слева от него. Это созвучие продолжается, уходя к границам горизонта, прямо вон туда и туда (показав влево и вправо)» (Тирмизи, «Хадж», 26/828).
Можно представить, насколько велико значение тальбии по сравнению с другими, в основном, произносимыми про себя мольбами, если Аллах повелел говорить ее громким голосом, чтобы привести сердце человека в возвышенное состояние, состояние поминания и возвеличивания своего Творца. Так раб Аллаха обретает внутреннюю и внешнюю гармонию. В одном из хадисов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) говорится: «Джибраиль, явившись ко мне, повелел мне и моим асхабам произносить тальбию, повышая голос» (Абу Давуд, «Манасик», 26/1814).
Чтобы сохранять сердце в возвышенном состоянии, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) поведал о необходимости ведения достойных разговоров: «Таваф вокруг Байтуллаха подобен молитве. Однако в нём разрешается разговаривать. Поэтому, кто во время тавафа заведёт разговор, пусть говорит только хорошее» (Тирмизи, «Хадж», 112).