{jathumbnail off} В Средней Азии не стихают страсти по хиджабу. Особые волнения испытывают кыргызстанские власти. Так, премьер-министр Темир Сариев выступил против ношения хиджабов и паранджи в стране, сказав: «Нельзя забывать, что у нас есть традиции, которые помогли сохранить наш народ кыргызами. Так, ношение хиджаба и паранджи — не традиция кыргызского народа, и это надо остановить. Да, наша религия — Ислам, но чужие традиции мы не должны принимать. Ношение хиджабов — это не наши традиции».
Трудно понять, почему власти страны, где проживает мусульманское население, не имеют советников по религии. Вопросы вероисповедания — тонкая область, которая требует хотя бы элементарной осведомлённости в специфической терминологии.
В результате неясностей о хиджабе и парандже говорят вместе, зарабатывая политические бонусы на модных запретах всего того, что женщина-мусульманка может повязать на голову. Хиджаб обязателен для мусульманки, фард. Его носили и будут носить на нашей земле всегда. Хиджаб — широкое понятие и имеет разные варианты: платок, косынка, шаль, шарф, покрывало, головные уборы.
Я с удовольствием носила бы, например, кыргызский головной убор элечек — потрясающе удобная вещь, если настоящий, а не грубая китайская подделка, набитая ватой. Я иногда в таком и хожу дома; светлые мысли приходят, когда голова визуально увеличена и сама представляешь себя особенной. В элечеке хорошо скакать на коне по просторам Кыргызстана, но в маршрутку современную не сядешь, объёмы не те. Так что мусульманки правомерно заменили элечек на платок — один из видов хиджаба.
Паранджа, никаб и прочее — действительно, не наша традиция, а арабская, афганская, лучшая защита для бедуинок бывших и настоящих. Попробуй в тех местах без паранджи походить! Чувствуешь себя голой, когда все женщины в парандже, а ты непокрытая; а если ветер с песком дует в лицо — возникает желание срочно закрыться. Без никаба в Бедуинии нельзя, причем любой, саудовской ли, египетской ли, потому что голубоглазость, узкоглазость и прочие знаки отличия вызывают бестактный интерес мужского населения. Там климат и мужчины — горячие.
Пожившие в песках девушки привозят домой традицию никаба и паранджи по инерции. И мучаются. Ведь контекст не совпадает. Там никаб климатически и культурно оправдан, а здесь паранджа выглядит нелепо, да и чёрный цвет на фоне белых вершин азиатских гор, на фоне жизнерадостного Иссык-Куля — не в тон. Зато какой адреналин для себя и окружающих: все хотят стянуть кусок ткани с твоего лица, а ты готова за него умереть. Но это быстро проходит: вернувшиеся начинают понимать разницу и переходят в нормальное состояние — платок и светлая одежда.
Проблема же у тех, кто никогда ни в какой Бедуинии не жил, но считает, что никаб/паранджа — и есть тот самый Ислам, за который не жалко отдать собственную жизнь. Эти рассуждения — самые опасные. Тут можно бить тревогу и подключать государство к решению проблемы. Нужно искать источник информации и денег. Обычно они где-то рядом: подруга, сестра, брат, муж попались на удочку идеологической обработки, и им не стали объяснять, что Ислам — это искренняя вера, нравственность, такт, который годами надо шлифовать и вымывать примеси невежества. Такие пропагандисты учат тому, что Ислам — якобы только черный цвет, никаб, паранджа, борода, джихад и ненависть к неверующим.
С этой категорией населения нужно работать особо, ведь они агрессивны и непримиримы. Для них никаб — это идея, а не просто кусок ткани, которая защищает от песка и пыли, нечестивых взглядов мужчин.
Обидно, когда чиновники даже не задумываются о том, что заявления «о запрете хиджаба и паранджи» ведут к напряжению в обществе. И обыкновенные, нормальные мусульмане страны чувствуют себя ущемлёнными, подпадают под категорию изгоев.
Вполне можно обойтись без острых углов, если ориентироваться на опыт соседей. Например, в Чечне женщины ходят в платках свободно. Кто-то носит хиджаб по велению сердца и веры, кто-то по традиции, кто-то из уважения, а некоторые не покрывают голову вовсе. Эта тема — уже не повод для пиара.
Или, например, на днях в дагестанском Дербенте в рамках празднования 2000-летия города открылся памятник Петру I. Своим мнением по поводу открытия в прямом эфире российского канала поделилась мусульманка в хиджабе. Это воспринимается нормально и подчёркивает местный колорит, взаимное уважение культур и традиций. Вместе с тем становится очевидным факт, что хиджаб уму и адекватности не помеха. Хиджаб — всего лишь то, чем закрыты голова и волосы, а не мозги.
Если кому-то очень хочется что-то запретить, пусть запретят глупость и невежество. На всех уровнях. Очень актуально!
Если запретить невежество, то носить платки желающим мусульманкам будет в радость. А паранджу разрешить на год или два только тем, у кого в паспорте есть виза, кто жил в песках и не может сразу перестроиться. За это время паранджа сама исчезнет, если не позволять подпитывать её идеями, которые не имеют к Исламу никакого отношения.
И в этом с Темиром Сариевым нельзя не согласиться: действительно, «многие, в свою очередь, продвигают терроризм через религию и Ислам».
Хотя, если кому-то нужно что-то продвинуть, можно использовать многие источники, было бы желание, деньги и цель. Здесь подключены уже другие механизмы, люди и геополитические игры.
А чтобы этого не случилось, и существует государство и его служащие. Вот премьер-министрам и нужно заняться порядком в стране, в головах.