facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Кисва: история покрова Каабы

0

{jathumbnail off} Ежегодно, ежемесячно, ежедневно, ежечасно мусульмане из разных уголков планеты встречаются в сердце исламского мира, Каабе. Также ее называют Бейтуллах, или Дом Аллаха. Она расположена внутри Великой мечети в Мекке и представляет собой киблу – направление для пятикратного намаза.

 

Величайшим свидетельством почитания Каабы являются нескончаемая забота, непрекращающиеся поклонения, уважение и искусство мастеров, которые занимаются украшением ткани ее покрова – кисвы.

Ежегодно, по существующей сотни лет традиции, новая кисва стоимостью свыше 5 миллионов долларов будет подарена Бейтуллаху в 9-ый день месяца зуль-хиджа. Вытканное в наиболее совершенном виде и ароматизированное покрывало Каабы будет приветствовать паломников со всего мира, которые приезжают совершить Хадж.

Ставшая результатом изысканного труда и величайшей любви, история кисвы столь же богата и разнообразна, как золотая вышивка на ее поверхности. Покрывало Каабы окрашено в черный цвет и имеет основу из белой хлопчатобумажной ткани. Его вес составляет свыше 650 килограммов.

Аяты Корана красиво и умело вышиты золотом и серебром в различных каллиграфических стилях. Над из исполнением трудились более 200 лучших мастеров. 14-метровая кисва расшита 120 килограммами золота и 25 килограммами серебра.

Покрытие Каабы с древних времен

Кааба была построена пророком Ибрахимом (алейхиссалям) и его сыном Исмаилом, поэтому внешний облик кисвы постоянно менялся. Он прошел через различные этапы: был белым, красным, зеленым и пестрым, имел разные типы материала, форму и конструкцию.

Сегодня кисва представляет из себя причудливо вытканный отрез тончайшего черного жаккардового шелка. Примечательно, что черный цвет покрова Каабы сохраняется неизменным уже на протяжении многих веков.

В первые годы после ниспослания Ислама Кааба была покрыта небольшими цветными кусками материи, однако в конце 6 века по Хиджре (12 век по григорианскому летоисчислению) в качестве покрытия был принят черный драп. Обычаи ткания специального покрова и украшения его религиозными надписями прослеживается начиная с 8 столетия по Хиджре (14 век).

Характерные зигзагообразные узоры содержат цитаты из Корана, выполненные великолепным почерком джали сулюс. Традиционно они сочетают восхваления Аллаха и мольбы к Нему, а также свидетельство веры – шахаду: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник».

Важные исторические деятели и владыки оставили свой след во внешнем облике кисвы, что делает этот священный покров также отражением политических, экономических, социальных и культурных факторов в конкретные эпохи.

Одним из редчайших и наиболее изысканных покровов Каабы стала кисва времен султана Сулеймана I, более известного в истории как Сулейман Великолепный. Она отражает богатство и власть человека, заказавшего ее изготовление. Этот султан стал десятым правителем в Османской империи, и время его владычества считается самым значимым для этого государства. Он правил с 1520 года до своей смерти в 1566 году.

В 950 году по Хиджре (1543/44 годы) у кисвы появилась часть, закрывающая вход в дверной проем. Она называется ситара и имеет размеры 2,3 метра на 4,8 метра. Покров искусно декорирован великолепными переливами красного и зеленого на черном и золотом фоне. Он пережил испытание временем.

«Это величайшая честь для любого мусульманского лидера – предоставить покров для Каабы», — говорит Ахмед аль-Мансури, который владеет этой редкой кисвой. Раритет выставлен сейчас в дубайском «Музее пересечения цивилизаций». Он расположен в районе Шиндага и является частным собранием древностей, редких рукописей, артефактов и оружия.

«Зеленый цвет по-прежнему живой, и это цвет Ислама. объем работ, детали и дизайн отражают эру величайшего развития искусства и культуры – эпоху Сулеймана Великолепного, который считался покровителем исламских искусств и литературы. Тысячи лучших мастеров трудились над созданием этой кисвы, так как султан хотел, чтобы пришедшие в Мекку паломники испытали восторг, увидев этот удивительный покров Каабы», — отмечают в музее.

В прошлом, с учетом рисков возникновения пожара, стихийных бедствий и войн, кисву везли в Мекку, а в потайном месте посреди пустыни хранился запасной покров Каабы – на случай, если первый будет поврежден. Во время правления Аббасидов текстильная промышленность переживает небывалый подъем, и потому благодаря новым материалам и методам ткачества кисва стала более прочной и долговечной. До этого покров Каабы меняли каждые два-три года, так как стихия превращала его в лохмотья.

Сейчас один из таких «запасных» покровов Каабы хранится в музее дворца Топкапы в Стамбуле. Имя султана Сулеймана и 950 год вытканы на нем причудливым каллиграфическим узором. По традиции те, кто принимал участие в создании кисвы, оставляли на ней своё имя и год завершения работ. На ней также вышиты имена четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али (радыяллаху анхум). На ткани можно прочесть слова приветствия всем мусульманам.

Кисва имеет столь огромное значение для всех верующих, что порой паломники стремятся увезти ее кусочек с собой после совершения Хаджа или Умры. Ежегодно по традиции во время Хаджа, на девятый день месяца зуль-хиджа, Кааба получает новый покров. А старое покрывало разрезается на мелкие куски и раздается в качестве подарков для важных персон по всему миру. Некоторые части продаются, а вырученные средства расходуются на благотворительность.

Разнообразие авторов

Во времена джахилии, до того, как Ислам был ниспослан на землю, Аднан бин Адд – предок Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – был в числе дарителей кисвы. После этого разные правители считали своим долгом обеспечить изготовление нового покрова Каабы. В первые годы Ислама эту обязанность взяли на себя вожди племён. В эпоху мамлюков текстильные центры располагались в Сирии и в Центральной Азии. В османские времена мастерские располагались в турецких городах Бурса и в Стамбул. Затем передвижение махвала – каравана кисвы было закрыто через Каир и Дамаск, и потому в 1805 году, при правлении албанского лидера Мухаммада Али-паши производство покрова Каабы перенесли в Каир.

Спустя несколько лет, в 1818 году, видя выгоды от использования высококачественного египетского хлопка и наличия большого числа искусных мастеров, в Каире основали институт Дар аль-Кисва, который стал заниматься изготовлением покрова Каабы. Сделанную в Египте кисву доставляли в Мекку до начала Хаджа вместе с процессией паломников.

В начале 20 столетия в Саудовской Аравии стали появляться текстильные центры, которые производили изделия для религиозных нужд. А в 1927 году король Абдель Азиз, основатель этой страны, распорядился создать в Мекке фабрику, которая бы занималась изготовлением покрова Каабы.

Тем не менее, Египет оставался лучшим производителем кисвы вплоть до 1961 года. Мекканский центр Дар аль-Кисва сохранил все традиции: красивый черный фон и золотое каллиграфическое шитье с серебряными вкраплениями, что делает покрывало Каабы настоящим произведением исламского искусства.

«Обычай торжественного покрытия Каабы восходит к первым годам исламской истории и рассказывает не только о вере и значимости Мекки, но и демонстрирует высочайшее мастерство каллиграфов, ткачей, красильщиков, вышивальщиц, которые были вовлечены создание кисвы и ежегодно продолжают свою работу», — говорит Манал Атайя, генеральный директор департамента шариатских музеев.

Величайшим образцом подлинного мастерства является кисва, выполненная в 1424 году Хиджры (2003 год). Она имеет длину 47 метров и состоит из 16 искуснейших каллиграфических панно, по четыре на каждой стороне Каабы. В центре каллиграфическим почерком джали сулюс вышит аят Корана: «[Вспомни, Мухаммад,] как Мы поселили Ибрахима в Доме [и велели]: «Не поклоняйся наряду со Мной ничему, содержи Мой Дом в чистоте для тех, кто [совершает обряд], обходя его, отправляет молитву, кладёт поклоны и падает ниц»» (Сура «аль-Хадж», 22 / 26).

Share.