По этому вопросу среди мусульманских богословов имеются разногласия. Некоторые учёные считают, что Мекка стала запретной (заповедной) только после обращения пророка Ибрахима (алейхиссалям) с мольбой к Аллаху сделать этот город безопасным.
«Пророк Ибрахим (алейхиссалям) обратился к Всевышнему с мольбами, чтобы у его потомства и других была безопасность и благополучная жизнь. Передаётся, что, когда он сделал это дуа, ангел Джибриль по велению Аллаха вырвал из Шама Таиф (место, где расположен город) и в течение недели совершал с ним обход Каабы, поэтому его и назвали Таифом.
Потом Джибриль опустил его в Тихаме (на расстоянии 70 километров юго-восточнее Мекки). До этого времени в Мекке и вокруг неё не было воды и растительности, и Аллах сделал земли вокруг неё (Таиф и другие) благословенными и вырастил там различные фрукты» (Аль-Куртуби, «Аль-Джами ли-ахкам Аль-Куран»).
Однако наиболее верным является мнение учёных, которые считают, что Мекка стала заповедной с самого начала сотворения небес и земли. Аргументом в пользу этого является хадис, в котором сообщается, что в день завоевания Мекки Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах объявил Мекку священной в тот день, когда Он создал небеса и землю, и в силу этого она останется священной до самого Судного Дня. Никому до меня не позволялось сражаться в этом городе, и никому не будет позволено это после меня, но и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня. И не разрешается в её пределах ни преследовать дичь, ни срезать колючки, ни срывать растения, и не дозволено поднимать кем-то утерянное, разве что для тех, кто объявит о своей находке» (Бухари, 4313).
Есть мнение, согласно которому Мекка, как и другие города, была дозволенной до того, как пророк Ибрахим (салляллаху алейхи ва саллям) сделал это дуа, и только после его молитвы город стала запретным, подобно тому, как Медина, которая до этого была открытой, после запрета Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) стала безопасной.
Он сказал: «Ибрахим объявил Мекку заповедной и обратился за неё с мольбой к Аллаху, я же объявил запретной Медину подобно тому, как объявил священной Мекку Ибрахим, и я обратился за неё с мольбой к Аллаху, за её мудды и са подобно тому, как сделал это для Мекки Ибрахим» (Бухари, «Сахих», 2129; Муслим,1360).
Ибн Атия сказал: «Между обоими хадисами нет противоречия, ибо в первом хадисе сообщается о вере в предвечное знание Аллаха об этом, Его предопределение и в то, что это место было заповедным еще во времена Адама (алейхиссалям) и заселения этой области. А второй хадис сообщает об обновлении и выявлении Ибрахимом (алейхиссалям) того запрета после его забвения. Нет сомнения в том, что и запрет Медины был установлен по воле Всевышнего, исполнением Его решения и предвечного знания».
«Наиболее аргументированным из обоих мнений является то, согласно которому Мекка всегда была и продолжает быть запретной с момента создания Всевышним Аллахом небес и Земли» (Навави, «Аль-Маджму Шарх аль-Мухаззаб»).
Исходя из всего вышеприведённого, можно сказать, что Мекка была заповедной с самого начала мироздания. Объявлена же она была запретной для людей пророком Ибрахимом (алейхиссалям).
Муслим Абдулаев