facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Когда появился письменный текст Корана

1

Основное значение понятия «джам аль-Куран» — собирание Корана воедино. Его можно понимать двояко: передача священного текста на словах по памяти (хифз) или же составление книги, письменная форма. Поэтому под составлением Корана в классических источниках подразумеваются несколько действий:

— заучивание Корана наизусть;

— запись каждого полученного Откровения;

— собирание воедино свитков, на которых были записаны аяты;

— заслушивание людей, которые выучили Коран наизусть;

— использование всех письменных и устных источников.

Ас-Суюти говорил, что Коран был полностью записан во времена Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), но не был собран в единую Книгу, поэтому все записи аятов не были расположены в нужном порядке (Суюти, «Аль-Иткан», I, стр. 41). Однако это утверждение не исключает того, что расположение сур было зафиксировано самим Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и защищено посредством устной передачи.

Можно выделить три этапа собрания письменного текста Корана в единую Книгу:

— в эпоху Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), куда входило запоминание аятов наизусть и их записывание;

— во времена благочестивого Абу Бакра (радыяллаху анху);

— при правлении халифа Усмана (радыяллаху анху).

Почему Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не оставил Книгу?

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) не оставил своим сподвижникам Откровение, собранное и оформленное в единый том. Для этого есть несколько веских причин:

— Откровения приходили не одновременно, а через определенные промежутки времени до конца его жизни;

— Аяты и суры ниспосылались не всегда в установленном порядке, который сформировался позже;

— После получения последнего Откровения Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прожил всего девять дней и был серьезно болен;

— При его жизни не существовало никаких споров или трений о Коране, которые появились впоследствии, когда больше не было возможности обратиться к первоисточнику.

Запись Откровений

Несмотря на то, что письменность не была широко распространена на Аравийском полуострове во времена ниспослания Корана, все же были люди, владевшие грамотой. Так, о Вараке, двоюродном брате благочестивой Хадиджи (радыяллаху анха), который был обращен в христианство в доисламские времена, известно, что он переписывал Евангелие на арабский язык (Бухари).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) много сделал для того, чтобы люди овладели письменностью и сам учил их держать калям. Известно, что многие курайшиты, захваченные в плен в битве при Бадре, получили свободу после того, как научили мусульман искусству письма (Табакат ибн Сад, II, стр. 19).

Умел ли Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) писать?

Доподлинно неизвестно, умел ли Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) писать. Однако среди исламских ученых существует единогласное мнение, что сам он не записывал переданные ему Откровения. В Коране сказано: «Ты до него (т. е. Корана) не читал какого-либо писания, и ты не переписывал его своей рукой. В противном случае опровергатели [Корана] впали бы в сомнение» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 48).

В Священной Книге о нем также несколько раз сказано как о «неграмотном пророке». Некоторые исламские ученые поясняли, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не читал и не писал: «И следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и [позднее] в Евангелии. Он велит им творить добрые деяния и запрещает предосудительное, разрешает [есть] приятное и не дозволяет неприятное, освобождает от бремени и оков, которые были наложены на них [прежними религиями]. Именно те, которые уверовали в него, поддерживали его, помогали ему [в борьбе против врагов] и следовали за ниспосланным вместе с ним светом [Корана], — они и есть спасшиеся [от ада]» (Сура «аль-Араф», 7 / 157).

Мусульманская умма в Коране также была описана как не имеющая письменности: «Он — тот, кто направил к неграмотным посланника из их числа. Он возвещает им Его аяты, очищает их [от многобожия], учит их Писанию и мудрости, хотя прежде они, несомненно, пребывали в явном заблуждении» (Сура «аль-Джума», 62 / 2).

Записывание Корана при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)

Коран не только передавался из уст в уста многими мусульманами, которые выучили аяты наизусть, но также был частично записан при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). История о том, как Умар (радыяллаху анху) принял Ислам, доказывает, что большие отрывки Откровения были записаны в Мекке задолго до Хиджры.

Умар (радыяллаху анху) намеревался убить Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), однако в тот момент ему сообщили, что его зять, племянник и сестра приняли Ислам. Он отправился в дом своей сестры и застал ее там вместе с мужем и еще одним мусульманином. Возник спор, и Умар стал резко высказываться о новой вере. После этого его зять и сестра сказали:« Да, мы мусульмане и верим в Аллаха и Его Посланника. Ты можешь делать то, что тебе заблагорассудится».

Когда Умар увидел кровь у своей сестры, он пожалел о содеянном и сказал: «Дайте мне тот свиток, который вы читаете и о котором я наслышан. Я хочу видеть, что проповедует этот Мухаммад». Его слова указывают на то, что некоторые аяты были записаны еще при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

После слов Умара его сестра сказала, что боится доверять ему. Он же попытался убедить ее в обратном и поклялся богами, что вернет ей свиток сразу же после того как прочитает. У женщины появилась надежда, что ее брат станет мусульманином, и она добавила: «О, Умар, ты многобожник, но только чистые руки могут прикоснуться к этим письменам».

Тогда Умар совершил омовение, и женщина протянула ему свиток, где была написана сура «Та Ха». Когда он начал читать, сразу же воскликнул: «Сколь прекрасна и благородна эта речь!» (Ибн Хишам, стр. 156-157).

Коран был продиктован Пророком (салляллаху алейхи ва саллям)

Коран был записан не только знавшими грамоту сахабами, которые сделали это по собственной инициативе. Известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) после ниспослания Откровений вызывал писца и диктовал ему аяты. Самым доверенным среди них был Зайд бин Сабит в Медине. Он также рассказал о 48 переписчиках, к чьим услугам прибегал Расулюллах (М. Азами, «Куттаб ан-Наби», Бейрут, 1974).

В Коране сказано: «Те из верующих, которые отсиживаются дома, не испытывая тягот, не равны [по воздаянию Аллаха] тем, кто сражается во имя Аллаха, жертвуя своим имуществом и жизнью. Аллах возвысил тех, кто жертвует своим имуществом и жизнью, на целую степень над отсиживающимися дома. Хотя Аллах обещал наибольшее благо всем [верующим], Он отличил усердствующих от отсиживающихся дома великим вознаграждением» (Сура «ан-Ниса», 4 / 95).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Позовите ко мне Зайда и попросите его принести доску, чернильницу и лопаточную кость. Пусть он запишет: «Не равны те верующие…» (Бухари).

Также известно, что материал, на котором было записано Откровение, хранился в доме Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) (Суюти, «Аль-Иткан», I, стр. 58.)

В другом источнике сказано, что, когда люди приходили в Медину узнать об Исламе, они получали «копии» аятов Корана для заучивания наизусть (Хамидуллах, «Сахифа Хаммам ибн Мунаббих», Париж, 1979, стр. 64).

Еще одно свидетельство существования Корана в качестве письменного документа при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) можно найти в следующей истории: «Абдуллах ибн Абу Бакр ибн Хазм сообщил:«Сообщение, записанное Посланником Аллаха, содержало информацию о том, что человек должен касаться Корана лишь находясь в состоянии ритуальной чистоты» (Малик, «Муватта»).

Имам Малик говорил о том, что никто не должен носить мусхаф Корана за пазухой или класть его под подушку, а также верующий обязан касаться его чистыми руками и проявлять уважение («Муватта», стр. 204).

В комментариях к «Муватта» поясняется, что книга, на которую ссылается Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), была отправлена мусульманам Йемена для обучения Исламу. В Коране имеется свидетельство: «Воистину, этот Коран велик и храним в Сокровенном Писании: пусть к нему прикасаются только очистившиеся. [Он] ниспослан Господом [обитателей] миров» (Сура «аль-Вакыя», 56 / 77-80).

Факт существования Корана как письменного документа при жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) подтверждается следующим хадисом: «Ибн Умар (радыяллаху анху) рассказал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:«Не берите с собой Коран в путешествия, чтобы он не попал в руки врага» (Бухари; Муслим).

Правильность предположения о том, что в хадисе идет отсылка к письменному документу, подтверждается одним из передатчиков. Аюб, один из рассказчиков в цепочке передачи этого хадиса, говорил: «Враг может схватить Книгу и может причинить вам из-за нее вред» (Муслим).

Кроме того, составитель сборников хадисов Бухари приводит слова благочестивого Умара: «Без сомнения, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники путешествовали по земле врага, и тогда они знали Коран» (Бухари).

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.