При призыве к Исламу необходимо всегда учитывать современную ситуацию и сложившуюся обстановку. Чтобы собеседник понял вас правильно, очень важно выбрать подходящее время и место. Мудрые говорили: «Если нет людей, которые могут понять ценность и важность твоих слов, не трать попусту силы и время. Лучше поменяй место и найди тех, кто сможет оценить твои слова!»
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) дал совет только что принявшему Ислам сахабу: «О, Абу Зарр! Никому не говори об этом и возвращайся на Родину. Но когда до тебя дойдут вести о том, что я начал открыто призывать людей к Исламу, немедленно приезжай ко мне!» (Бухари, «Манакыб», 6).
Айша (радыяллаху анха) рассказывала, с какой щепетильностью Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выбирал подходящее время для разъяснения Откровений Всевышнего: «Однажды он сказал мне: «Разве ты не знаешь, что во время перестройки Каабы твои предки не обращали внимания на фундамент, заложенный во времена пророка Ибрахима (алейхиссалям), и допустили существенные ошибки.
В ответ я спросила: «О, Посланник Аллаха! Разве вы не собираетесь заново построить Каабу так, как было раньше?»
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «О, Айша, если бы твоё племя полностью избавилось от языческих пережитков, то я бы обязательно отстроил Каабу заново» (Бухари, «Хадж», 42).
Абу Ваиль рассказывал, что Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) каждый четверг в мечети читал проповедь. Как-то раз один из собравшихся воскликнул: «Хотелось бы, чтоб ты каждый день давал нам наставления!»
Абдуллах бин Масуд (радыяллаху анху) же ответил: «Я читаю проповедь раз в неделю, ибо не желаю, чтобы мои наставления надоели вам. Даже Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) всегда выбирал для беседы такое время, когда у нас возникало сильное желание послушать его» (Бухари, «Ильм», 11—12).
Говорите всегда коротко и по существу, чтобы слушатели не устали и не желали скорого окончания беседы. Нельзя отнимать драгоценное время у людей, так как это может привести к нежелательным результатам и даже неприязни.
Однажды Аммар бин Ясир (радыяллаху анху) прочитал короткую проповедь, которую мусульмане слушали с огромным удовольствием. Когда он закончил, верующие попросили: «О, Абу Якзан! Ты красиво выступил, но мы бы хотели слушать тебя дольше».
Тогда Аммар (радыяллаху анху) объяснил причину непродолжительного выступления: «Я слышал, как Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если кто-либо долго совершает молитву и коротко читает хутбу, то это свидетельствует об его учёности. Поэтому всегда совершайте длинные намазы и делайте краткие наставления» (Муслим, «Джума», 47).
Ибн Аббас дал Икриму (радыяллаху анхума) один совет: «Каждую пятницу прочитай проповедь для мусульман. Если не можешь один раз, то читай два раза. Желаешь ещё больше — делай это три раза в неделю. Однако при этом будь осторожен, чтобы верующие не охладели к Корану и частым назиданиям. Когда люди беседуют между собой, лучше помолчи и послушай, о чём они говорят. А когда они подойдут к тебе и попросят выступить с речью, значит, они готовы слушать тебя. Ни в коем случае не используй стихотворную форму, ибо Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижники никогда не говорили стихами» (Бухари, «Даават», 20).
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), отвечая на вопросы, порой делал пространные объяснения, а иногда кратко излагал мысли. Так он акцентировал внимание слушателей на каком-либо вопросе, чтобы подготовить их для восприятия главной темы. Тогда все слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) без изменений запечатлевались в их памяти. Даже по прошествии многих лет слушатели могли дословно пересказать его выступления. Хадисы передавались из поколения в поколение, образуя свод незыблемых и полезных знаний, которые будут храниться до Судного Дня.