Истинный му`мин осознает, что все блага дарованы Всевышним, и одновременно проявляет признательность тем, через кого они дошли. Именно такая благодарность является важным условием покорности Всевышнему. В хадисе сказано: «Тот, кто не признателен людям, не может быть истинно благодарным Создателю (Абу Давуд, «Адаб», XI / 4811; Тирмизи, «Бирр», 31).
Признательность — зеркало души человека. Подлинная благодарность состоит из трёх взаимосвязанных вещей: знания, душевного состояния и деяния. Знание — это понимание того, что все блага идут от Всевышнего. Душевное состояние — почтение, любовь, уважение к Аллаху. Деяние — благодарность в действии.
Нужно использовать дары Всевышнего так, чтобы Он оказался доволен. Мы должны благодарить Создателя за всё ниспосланное Им. Праведник Бишри Хафи разъяснял: «Недостаточна благодарность языка и слов. Признательность глаз — видеть доброе и благое, но отворачиваться от запретного. Благодарность ушей — воспринимать всё доброе и сразу забывать плохое. Шукр рук в том, чтобы не касаться тех, до кого не имеют права дотрагиваться. Благодарность живота в наполнении его халяльной пищей. Благодарность ума и сердца — знания и мягкость. Признательность ног — не ходить куда-либо помимо правильного пути. Если человек будет так поступать, то его можно назвать умеющим благодарить».
Физическое и духовное здоровье тоже требует благодарности. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Вера имеет две части: терпение и благодарность» (Бейхаки, «Шуа-буль-Иман», VII, 127).
Терпение сохранять душевное спокойствие в любых обстоятельствах, выносить все несчастья и беды, не жалуясь, обязать нафс быть рабом Всевышнего и остерегаться совершить неправедный поступок. В Коране об Исламе и вере говорится как о шукре, а о значении благодарности для мусульманина рассказывается на примере диалога шайтана и Всевышнего: «[Иблис] возразил: «За то, что Ты отвратил меня [от пути истины], я буду мешать им [следовать] по Твоему прямому пути» (Сура «аль-Араф», 7 / 16).
В этом аяте используется словосочетание «сыррат аль-мустакким» — «прямой, истинный путь», которое и содержит в себе значение «путь благодарности». Иблис говорил Всевышнему: «Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны [Тебе]» (Сура «аль-Араф», 7 / 17).
Главная цель шайтана — сбить мусульман с истинного пути и обречь на неверие. Слово «куфр» в переводе с арабского языка означает «закрыть, завесить, скрыть». В религиозном контексте подразумевается сокрытие истины о сотворении и предназначении человека, об Аллахе. Неблагодарный во всех отношениях раб из-за невежества идёт по указанному врагом пути.
У благодарности нет пределов. Даже пророки и праведники переживали за то, что были недостаточно признательны Творцу. Как-то раз халиф Умар (радыяллаху анху) встретил мусульманина, который постоянно шептал одну и ту же молитву: «О, Аллах, причисли меня к тем, коих мало». Но благочестивый Умар не понял смысл дуа и поинтересовался:
— Почему ты просишь именно об этом?
— Аллах упоминает в Коране, что среди Его рабов мало тех, кто благодарен. Так вот я и прошу Всевышнего, чтобы Он причислил меня именно к ним.
— О, горе мне, — воскликнул сахаб. — Как же много тех, кто намного умнее и проницательнее Умара! (Ибни Абу Шайба, «Мусаннаф», VII, 81).
Милостивый Аллах щедро вознаграждает даже незначительное доброе дело. Это является отражением имени Шукр — благодарность Всевышнего. В Коране говорится: «Если вы дали Аллаху хороший заём, Он вернёт вам вдвойне и простит Вас, ибо Аллах — великодушный, щедрый» (Сура «ат-Тагабун», 64 / 17);
«Воистину, [холмы] ас-Сафа и ал-Марва — приметы [поклонения] Аллаху. Тому, кто совершает хадж к Каабе или умру, дозволено обойти вокруг обоих холмов. И кто бы добровольно ни совершил добро, [пусть знает], что Аллах — воздающий по заслугам и знающий» (Сура «аль-Бакара, 2 / 158);
«Помните обо Мне, и Я буду помнить о вас. Будьте благодарны Мне и не отрекайтесь от Меня» (Сура «аль-Бакара, 2 / 152).
Человеку выгодно быть благодарным и не перекрывать собственными руками источник бараката. А неблагодарность влечёт за собой бедствия, кару Всевышнего и лишение всех щедрот. Му`мины не переживают о том, убавятся или прибавятся дары Создателя. Для них важнее искренне благодарить Всевышнего и тем самым приближаться к Нему.
Даже если все богачи мира отдадут накопленное, то человек может использовать эти материальные блага только до определённого времени: смерть заберёт всё из наших рук, и мирские сокровища останутся на земле. Но бесценный дар веры по милости Всевышнего приведёт нас к бесконечному счастью. Поэтому самая главная задача мусульманина — благодарить Создателя за дар веры и с преданным сердцем предстать перед Ним.
О, Аллах, помоги нам быть признательными за блага Твои и щедроты, за великого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), увеличь блага наши и желание быть благодарными. Помоги обрести такое состояние души, чтобы мы стали искренне, истинно благодарными.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)