Когда наступает время выплаты закята, я забываю некоторые моменты — кому можно, кому нежелательно. Не могли бы вы подробнее раскрыть этот вопрос. Захида Шарипова, Казань.
Всевышний сказал: «Поистине, собираемая милостыня (закят) предназначается беднякам и нуждающимся, сборщикам закята, для привлечения сердец, освобождения рабов, для погашения долгов, на пути Аллаха и путешественнику, оставшемуся без средств. Так предписано Аллахом, ведь Аллах Мудрый и Знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 60).
В этом аяте Всевышний определил восемь целей расходования закята:
1) Беднякам.
2) Нуждающимся.
3) Сборщикам закята.
4) Для привлечения сердец к Исламу.
5) Для освобождения рабов.
6) Должникам.
7) На пути Аллаха.
8) Путникам.
Бедняк — это неимущий обездоленный мусульманин, у которого нет заработка и самого необходимого для жизни.
Нуждающийся — человек, который имеет прожиточный минимум, но остаётся без средств на другие потребности, например, лечение, образование.
К этим категориям относятся: сироты, вдовы, разведённые, пожилые, инвалиды, больные, которые лишены возможности работать, учащиеся, семьи, чьи кормильцы в заключении или неизвестно их местонахождение.
Сборщики закята — люди, которым доверен сбор средств руководством мусульманского государства или уммы. К этой категории относятся все, кто принимает участие в получении, хранении, учёте и распределении закята. Сборщик должен соответствовать следующим условиям:
1) Быть мусульманином.
2) Совершеннолетним.
3) Праведным и честным, заслуживающим доверие мусульманином.
4) Иметь достаточные знания о закяте.
5) Соответствовать выполняемой работе.
Для привлечения сердец — если выплата закята немусульманам принесёт благо умме или отвратит зло. Также к этой категории относятся новообращённые или слабые в вере мусульмане, которых выплата закята укрепит в вере. В современном мире действительно закят можно давать новообращенным и слабым в вере мусульманам.
Также сюда относятся акции, которые верующие проводят для укрепления межконфессиональных отношений и формирования положительного образа Ислама и мусульман. В эту категорию закята входит распространение призыва к Истине через средства массовой информации и противостояние исламофобии.
Можно добавить и помощь немусульманам, попавшим в стихийные бедствия и катастрофы, так как это создаёт положительное представление о мусульманах.
Для освобождения рабов — Ислам освобождает человечество от любых форм зависимости. Поэтому Аллах повелел расходовать закят для освобождения мусульман от рабства и получения свободы. Слава Всевышнему, сегодня нет в мире рабства, но закят можно использовать для освобождения пленных мусульман.
Должники — это мусульмане, которые имеют не связанные с запретным долги и имущество которых не достигает нисаба. Считается, что к этой категории также относятся мусульмане, ставшие жертвами катастроф, природных бедствий и несчастных случаев.
На пути Аллаха — по мнению большинства алимов, закят для тех, кто на пути Аллаха учится, служит людям ради Аллаха, возвеличивания и распространения Ислама. Многие учёные современности считают, что сегодня сюда относятся все виды деятельности, не связанные с войной, но направленные на возвышение, возвеличивание распространение Ислама. Это создание исламских центров в немусульманских странах для просвещения людей, издание мусульманских книг и журналов, поддержка исламских проповедников и преподавателей.
Путники — люди, которые остались в чужой стране без средств. Закят предоставляет им средства для возвращения домой. При этом цель совершаемого путешествия не должна быть греховной: поездка может быть обязательной, желательной или не поощряемой, но не запрещённой шариатом. Условием предоставления помощи является также отсутствие у путника возможности взять деньги в долг. Он имеет право получить помощь, если вынужден для завершения дел надолго задержаться в чужой стране.
При расходовании закята необязательно распределять средства по всем восьми категориям.
Правила выплаты закята
1. Закят разрешается выплачивать одной из указанных восьми категорий людей, и не обязательно распределять их между всеми группами.
2. Разрешается выдавать деньги для выплаты долга целиком или частично.
3. Средства закята не выплачиваются неверным или вероотступникам. Если же человек соглашается принять Ислам, то ему можно выдать помощь в качестве поощрения.
4. Закят не выплачивается состоятельным людям, так как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В нём нет доли ни для богатого, ни для трудоспособного человека».
Закят не принимается Аллахом, если отдан тому, кому он не полагается. Однако если к мусульманину пришёл человек, который выглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что проситель был богат (и ему не полагались эти средства), то такой закят принимается. Потому что человек может судить только исходя из того, что ему известно, и Аллах не возлагает на него груз выше способностей. Такого мнения придерживались многие алимы, но считали, что подобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закят счёл богатого бедным.
Обо всех остальных случаях алимы говорили, что выплаченный закят не принимается. Однако более достоверным является мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступить правильно, но по ошибке отнёс к одной из восьми вышеперечисленных категорий, которым разрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, верующий дал средства человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, а оказалось, что у него нет долга. В этом случае закят принимается.
5. Нельзя выплачивать закят тем, кого человек обязан содержать — родителям, детям и жене, но разрешается выплачивать его другим нуждающимся родственникам (дяде, брату, сестре и т.д.). Если же сын обеспечивает отца, у которого есть долг, то сын может из своего закята вернуть долг. Ибо сын обязан обеспечивать родителей, но не обязан выплачивать за них долги. Однако не разрешается возвращать долг из закята, если отец взял их для обеспечения своего существования. Потому что это является обязанностью сына. То же самое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей и жён.
6. Супруга может давать закят мужу, если он беден, так как она не обязана обеспечивать его материально. Известно, что жена Абдуллаха ибн Масуда выплатила закят своему супругу, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разрешил это.
7. Закят пересылается в другой город или страну только в случае особой необходимости, например, при голоде или отсутствии бедных в этом населённом пункте.
8. Если мусульманин трудился не в городе постоянного проживания, то он должен выплачивать закят в той же местности, а пересылать его в родной город разрешается только в вышеперечисленных случаях.
9. Если человек не в состоянии сразу выплатить закят с имущества, то должен сделать это при первой возможности.
10. Если по прошествии года имущество мусульманина, с которого он должен выплатить закят, пропало или сгорело, то он освобождается от выплаты, даже если точно известна сумма. Однако, если он по прошествии года подсчитал закят, но медлил и в это время лишился имущества, то он не освобождается от выплаты.
11. Не разрешается выкупать обратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята или пожертвования. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху анху) попросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) разрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тот запретил ему делать это.
Уважаемая сестра Захида, так же Вы можете расширить свои знания, обратившись к статьям по следующим ссылкам:
С каких видов имущества обязательна выплата закята?
Закят может предотвратить войны
Культура Ислама: выплата закята
Будут ли на том свете с человека спрашивать о невыплаченных закятах?
В чём внутренний смысл закята?