1. Матуридизм (мазхаб по вероучению)
Матуридизм — религиозное течение, в основе которого идеи родившегося в Самарканде известного мусульманского учёного Абу Мансура аль-Матуриди (умер в 333 / 944 году). Взгляды матуридитов опираются на представления Абу Ханифы. Этот мазхаб часто оставался в тени ханафитов. Иногда вместо матуридизма говорили «ханафитское вероучение». Поэтому каждый матуридит — ханафит. Большинство ханафитов — матуридиты. Это религиозное течение завоевало сторонников в Средней Азии, на Среднем Востоке и в Анатолии и считается мазхабом тюркских народов.
2. Ашаризм
Опирается на учение Абу Хасана аль-Ашари (умер в 324 / 935—936 году). К этому течению примыкали многие известные учёные: Газзали, Фахреддин Рази, Тафтазани (умер в 791 / 1389 году). Больше всего распространилось в Анатолии и на Среднем Востоке. Наряду с матуридизмом это течение повлияло на духовную жизнь Османской империи.
3. Салафия
Религиозное направление, которое появилось с II века Хиджры в противовес учению «ахли-рей». Иногда его называют мазхабом, однако оно не значится в списках религиозных течений в исламской литературе, так как не имеет конкретного ареала распространения и общины верующих. Салафиты берут за основу религиозные воззрения трёх поколений последователей Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которых называют сахабы, табиуны и видевшие последних табии табиуны.
Они считали, что из-за философии и калама понимание Ислама потеряло чистоту и достоверность, и потому относили термин «селеф» (предок, предшественник) к первым трём поколениям мусульман. Кроме того, по их мнению, салафиты-предшественники были самыми искренними и чистыми последователями принципов и предписаний Корана и Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Читатель может не сразу понять, что данное утверждение содержит в себе существенное несоответствие, потому что оно основывается не на исторических предпосылках, а на мнении определённого авторитета. Ведь множество учёных, выступавших против ряда истинных, по мнению салафитов, взглядов, также жили в эпоху этих трёх поколений. И некоторые группы людей (например, хариджиты и мурджииты), которых салафиты называют атеистами и еретиками, тоже относятся к этому историческому периоду. Таким образом, салафитов символизирует часть учёных, относящихся к первым трём поколениям мусульман, но опиравшихся на более узкое мировоззрение и известных под названием хадиситов. Они придавали большое значение букве хадисов.
Абу Ханифу причисляют к салафии на том основании, что он был учёным — представителем второго поколения из тех трёх, которых признают салафиты. Кроме того, из этой характеристики не стоит считать, что салафиты являются последователями Сунны в виде слов, действий и призывов Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), а ашариты и матуридиты — противниками Сунны и хадисов. Наоборот, среди ашаритов и матуридитов есть множество учёных — знатоков хадисов. Здесь под следованием хадисам подразумевается образ мышления. В этом вопросе они соперничают с ашаритами и матуридитами.
Как следствие того, что большинство салафитов занимается преимущественно хадисами, будет правильнее называть их последователями хадисов, ахлуль-хадис. Такие учёные как Ахмад бин Ханбаль, имам Авзаи, имам Севри и имам Бухари занимают достойное место среди ведущих салафитов. Взгляды этих алимов не очень поддерживались в обществе, и потому получившие общественное признание ашаризм и матуридизм внедрили их в свою систему. В исламской истории время от времени появлялись такие учёные как Ибн Таймия и Ибн Каййим ал-Джавзиййа, которые пытались вернуться в русло салафии.
Общая особенность учёных-салафитов — они являются противниками калама (дисциплины, дающей догматам Ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам) и выступают категорически против размышлений и умозаключений в области веры. В обществе очень часто путают термины «салаф» и «салафия». В первоначальной и классической литературе употреблялось слово «салаф», при этом «салафия» не фигурировала. Например, в 35 книгах учёного-салафита Ибну’л-Кайыма не найдено ни одного упоминания термина «салафия»; при этом слово «салаф» повторялось около 800 раз.
4. Радикальный салафизм
Салафизм — возникшее в XIX веке вместе с ваххабизмом религиозно-политическое движение. Несмотря на то, что идеологически он базировался на салафе, но имеются расхождения с ним по некоторым вопросам. Его называют радикальным по той причине, что в области веры он больше подвержен влиянию ваххабизма и допускает вооружённые действия как инструмент политической борьбы. Среди его основных особенностей является практика обвинения мусульман в неверии (куфре) и многобожии (ширке). Прививка ваххабизма и ханбализма идеологически укрепила это движение, а отсутствие демократических политических средств и каналов на освоенной им территории позволило прибегать к силовым методам.
5. Умеренный салафизм
Под ним чаще подразумевается интеллектуальный салафизм, возникший с призывом вернуться к Сунне в обрамлении Корана. Такой вид салафизма отвергает использование вооружённых методов как инструмента политической борьбы, предпочитая трансформирование общества. Однако из-за неприятия мазхабов и их классификации это течение, по сути, демонстрирует также не менее радикальный салафитский подход.
(По материалам лекций, конференций, теостратегических исследований, источников по истории мазхабов).