Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное. В Египте с ними связано множество легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников. Кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.
Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Юноши принимали Ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата. Даже само слово означает раба, находящегося в чьей-то собственности. Также это понятие стало синонимом военной и политической силы.
Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.
Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние на политику чувствовалось вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без этого трудно понять становление египетской государственности в целом.
Мамлюками становились двумя путями. Воины покупали мальчиков-рабов с Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья для пополнения отрядов или же будущие мамлюки сами приезжали в Египет, узнав об успехах своих соплеменников. Они обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в школах, которыми владели эмиры. Самым лучшим местом считалась султанская школа в Каире.
Учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от этих записей зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом.
В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука и искусству владения саблей. Они презирали огнестрельное оружие, считая его недостойным настоящих воинов. Такая позиция привела их к краху, когда мавлюки вступили в сражение с вооруженной пушками и мушкетами османской армией.
Самый высокий титул мамлюка – эмир. Существовали эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни, которые во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества. Титулы и должности у мамлюков не наследовались, а присуждались за личные заслуги и в редких случаях покупались. Поэтому каждому приходилось доказывать право на власть и богатство.
Школа и дом старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Так воспитывалась приверженность мамлюкской корпорации и верность принципам мамлюков и главе дома. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность так называемой корпорации. Так появлялись кланы и семьи, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, обязанные всем главе дома.
Однако с течением времени мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Они имели давнюю историю и служили еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.
Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Их правление считается более мягким и щадящим по отношению к простому населению по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи. Он ознаменовался большим числом смут и переворотов.
Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и это время охарактеризовалось бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами и практически не считались с их интересами.
Все эти факторы постепенно привел к тому, что мамлюки оказались в окружении враждебных государств и столкнулись с восстаниями внутри страны. Они были великолепными воинами, но не умели объединяться для решения проблем в мирное время. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для врагов, в первую очередь, для Османской империи.
Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.
И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории страны и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX веке окончательно не уничтожил мамлюков.
По материалам cairo-city.info