Анна Цеслевская, кандидат социологических наук Ягеллонского университета в Кракове, работает в Центральной Азии. Она провела исследование о жизни и работе биби-отун (отынча) – наставниц, которые обучают мусульманок и детей на дому или в специальных школах чтению коранических текстов на арабском языке и самым простым бытовым молитвам, нормам поведения. Материал для научной работы исследователь получила в Таджикистане (Худжант, Душанбе) и Кыргызстане (Ош).
– Почему вас заинтересовала тема биби-отун?
– Во время работы в Таджикистане и Кыргызстане меня часто приглашали на различные женские мероприятия, некоторые из них вели биби-отун, и я заинтересовалась этим социальным феноменом. Дело в том, что в странах Центральной Азии существует четкое разделение на женский и мужской мир. Женщины зачастую не посещают мечеть, но совершают паломничество к святым местам и проводят обряды в своем кругу – именно так появились отынча.
Можно говорить о разных типах женского социального лидерства в Узбекистане и Таджикистане. Это биби-отун (биби халифа, отынча, отун), которые занимаются религиозным просвещением среди женщин и детей, организуют паломничества к святым местам и передают ученикам знания о Коране, хадисах; а также момо-доя – повитухи. Иногда эти функции пересекаются.
— Чем занимаются отынча
Кроме преподавания Корана у отынча есть несколько социальных функций. Первая – это помощь в решении семейных проблем. Они дают советы женщинам, но иногда и мужчинам, если узнают об их проблемах от супруг. Например, у одной женщины пил муж, и отынча обратила его внимание на то, что дочерям не соблюдающих предписания Ислама родителей сложно выйти замуж.
Также отынча стараются не допускать разводов в мусульманской общине той или иной местности, особенно в последние несколько лет, когда мужчины уезжают на заработки в другие страны, а их жены остаются жить со свекровями.
Вторая функция отынча – преподавание так называемой «тарбии», норм поведения. Девушки, знающие эти правила, легче находят женихов, да и будущие свекрови ищут для своих сыновей именно таких – воспитанных – невесток.
В-третьих, отынча – лидер женского сообщества и может подключаться к решению социальных проблем. Я знала одну отынча, которая лечила людей с помощью чтения Корана. Параллельно она работала в школе, поэтому мы (тогда я работала в Таджикистане в одной международной организации) подключили ее к социальному проекту по женской гигиене. Она помогла собрать женщин и передать им знания. И она все делала, следуя Корану.
Четвертая функция отынча – формирование мнения женской части общины по различным вопросам. Они хорошо знают Ислам, обряды и традиции и пользуются авторитетом среди членов общины.
– Отынча выступают и в роли психологов?
– Да. Можно сказать, что они помогают людям сбросить напряжение в трудных жизненных ситуациях, восстановить психологическое равновесие. Женщины на этих встречах могут свободно говорить.
Я присутствовала на разных ритуалах: кто-то хотел выдать дочку замуж, кто-то искал невестку для внука, одна женщина боялась, что у нее рак, и просила Аллаха излечить ее, хотя и в больницу она тоже обращалась. Я знаю, что в последние годы женщины часто приносят фото сыновей и мужей, которые уехали на заработки, чтобы отун прочла молитву.
Отунча в Таджикистане и Кыргызстане могут преподавать Ислам и влиять на других женщин. Поэтому так важно, чтобы они знали традиции, тарбию и обучали этому остальных мусульманок.
Записала Екатерина Иващенко