facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Кто твой настоящий друг?

0

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) разъяснял то, как лучше понять, кто настоящий друг или что имеет большую пользу для верующего,

Он рассказывал историю про то, как человек в смертный час спрашивает одного из друзей:

 – Чем ты можешь мне помочь?

Друг отвечает:

– Я охраняю твое имущество.Ты можешь взять из него все, что пожелаешь.Однако оставленное тобой не будет больше принадлежать тебе.

 

Тогда человек обращается ко второму другу:

– Чем ты можешь мне помочь?

Тот говорит:

– Я выполню все возложенные на меня обязанности по твоему поводу, после твоей кончины (совершу погребальный намаз), похороню, а затем покину тебя.

На этот раз человек спрашивает своего третьего друга:

– Чем ты можешь мне помочь?

А этот друг (как пример выражения истинной дружбы) отвечает:

– Где бы ты ни был, я (всегда) буду с тобой!(Я нигде и никогда не покину тебя!).

Затем Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал следующее разъяснение по поводу трех друзей:  

«Первый друг человека – это его имущество.Та часть, которую он использовал для богоугодных целей и обеспечения своего существования, принадлежит ему, то, что оставил, – уже не его собственность (так как после смерти перейдет к его наследникам).

Второй друг – его род и родственники.После смерти они выполнят все необходимое, затем (похоронив человека) оставят его в одиночестве.

Третий друг – это благие дела, они будут сопровождать человека повсюду» (Ибн Аби Шайба, Мусаннаф,м VII, 129; Хаким, Мустадрак, I, 146/251; Хайшами, X, 251).

***

Мир – это постоялый двор с двумя дверями. Для тех, кто вошел в него через первую дверь, дорога к смерти является вынужденным маршрутом. Но перед лицом этой истины человек все равно не хочет быть бренным, всегда стремится убежать от смерти и ищет бессмертие.

Благочестивый шейх Саади говорил:

«Если ты состоишь только из внешности, то в отведенное время умрет и твое тело, и твое имя.Если ты обладаешь добродетелями и совершаешь богоугодные дела, то после смерти бренного тела твоя жизнь продолжится настолько, насколько ты был самоотвержен и завоевал души других людей».

Поэтому, чтобы не остаться ни с чем в мире вечности, где воздается все по заслугам, необходимо при жизни щедро сеять семена благих деяний. Ведь все добро, совершенное нами на земле, послужит основой для того прекрасного, что предстанет перед нами в будущем.

В священном аяте говорится следующее:

«Совершайте салят (намаз), раздавайте закат — и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния» (сура «аль-Бакара», 2/110).

В следующем хадисе, переданном от нашего Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), прекрасно отражена эта истина:

Семья Посланника Всевышнего (саллялаху алейхи ва саллям) принесла в жертву барана и раздала его мясо нуждающимся. (Некоторое время спустя), Пророк (саллялаху алейхи ва саллям) спросил, осталось ли что-либо от мяса.

– Всего лишь баранья лопатка, – ответили ему. На это Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), демонстрируя пророческое отношение к истинному богатству, воскликнул:

То есть, нам принадлежит все, кроме бараньей лопатки! (Тирмизи, «Кыямат», 33).

Следующие мудрые слова одного из самых бедных сахабов, Абу Зарра (радыяллаху анху) прекрасно иллюстрируют необходимость в добрых делах. «У любого имущества есть три совладельца:Первый хозяин – это ты, второй – судьба.Она не спрашивает, что принести тебе – добро или зло в виде несчастья или смерти.Третий совладелец – твой наследник.Он тоже ждет, когда ты погрузишься в землю (то есть, умрешь), заберет после этого твое имущество, а ты будешь держать ответ. Насколько это в твоих силах, не будь самым немощным из этих трех совладельцев!

Всевышний повелевал: «[О последователи ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования на то, что [больше всего] вам дорого» (сура «Ал-и Имран, 3/92).Мое самое любимое имущество – вот этот верблюд.(В качестве милостыни) я посылаю его вперед себя (чтобы он встретил меня в будущем мире» (Абду Нуайм, Хилье, I, 163).

Умар бин Хаттаб (радыяллаху анху), однажды проходя мимо кладбища Аль-Баки, произнес следующее:

«О, обитатели могил! Приветствую вас именем Аллаха! Если вы хотите знать о здешней жизни – ваши жены вышли замуж, в ваших домах живут другие люди, ваше имущество роздано наследникам.

В ответ на это раздался голос:

– О, Умар! Если же и ты хочешь узнать о здешней жизни – мы нашли здесь то, что отправили сюда заранее, с лихвой получили все, что пожертвовали, а также огорчились по поводу того, что не делали, имея на это возможность («Руху’л-Баян», I, 557).

 

Share.