В период правления благочестивого Умара (радыяллаху анху) границы мусульманского государства простирались с запада Египта до Средней Азии. В стране, раскинувшейся на огромной территории, проживало множество народов с различными верованиями. Здесь было нелегко осуществлять правосудие и гарантировать безопасность, однако с помощью справедливости, проницательности, смышлености и способностей халиф сумел добиться успеха в этом деле.
Он внушал благоговейное уважение, и даже самые знаменитые мусульманские полководцы приходили в трепет при упоминании его имени. Причина заключалась в том, что он был исключительно щепетилен во всех вопросах государственного управления. В эпоху благородного Умара (радыяллаху) гарантия безопасности была столь сильной, что если бы кто-то отправился из Куфы в Медину с подносом золота на голове, то никто бы даже не взглянул на этого человека.
Благородный Умар (радыяллаху анху) был весьма взыскательным и требовательным при подборе служащих. Он поручал каждому человеку ту работу, которой тот был достоин или мог выполнить наилучшим образом.
Халиф мусульман жил очень скромно. У него не было трона или пышной одежды, которая свидетельствовала бы о его высоком положении. Весь день его проходил в заботах о делах государства. Чтобы регулярно получать информацию о положении в стране, он организовал службу разведки. В свободное время Умар (радыяллаху анху) изучал прежние методы управления страной и перенимал успешный опыт.
Особенно щепетильно он относился к государственной казне и никому не давал возможности использовать попусту лишний дирхам. Халиф всеми силами стремился улучшить положение бедняков и тем самым избежать появления попрошайничества. Поэтому он регулярно выделял средства для помощи инвалидам войн, беспомощным и старикам. Однако при этом Умар (радыяллаху анху) следил за тем, чтобы его народ не тунеядствовал и не бездельничал.
Этот благочестивый мусульманин объяснял религиозные предписания и старался в первую очередь обращаться к разуму человека. Благодаря ему появились такие исламские науки, как хадисоведение и фикх – право. При изучении хадисов он брал за основу метод индукции — от частного к общему. Например, когда появлялся новый вопрос, халиф обращался к сахабам и спрашивал, известен ли им какой-нибудь хадис по интересующей теме. Таким образом, он делал основой получения знаний изыскание или расследование.
Благородный Умар (радыяллаху анху) стал основателем кыяса — метода принятия решения путем сравнения и сопоставления. В одном из писем он заметил: «По вопросам, которых ты не обнаружишь в Коране и в Сунне, обратись к своему сознанию и чувственному восприятию. Вспомни вещи, которые похожи друг на друга и одинаковы друг с другом, а затем сопоставь их».
Еще одной заслугой праведного халифа является повеление записать вопросы, относящиеся к области хадисов и фикха. Все эти вопросы были приняты и признаны имамами четырех мазхабов.
Однако сам благочестивый Умар (радыяллаху анху) передал очень мало хадисов. Считается, что это число не превышает 70. Халиф требовал, чтобы и другие мусульмане также были весьма осторожны в отношении передачи хадисов. Однако он давал разрешение на распространение хадисов, которые позволяли делать выводы и выносить умозаключения относительно богослужения, правил обхождения, манер поведения и морально-этических норм. Благодаря щепетильности Умара (радыяллаху анху) уменьшилось распространение хадисов, однако запомненные высказывания Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не подвергались никакому сомнению и считались достоверными.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)