Со слов Абу Сафвана Абдуллаха бин Бусра аль-Аслами (радыяллаху анху), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Лучший из людей тот, чья жизнь была длинна, а деяния хороши» (Тирмизи, «Зухд», 21).
Никто из людей не знает, сколько он проживет, и не может изменить отпущенный ему срок пребывания на этом свете — грандиозном торжище деяний, где каждому запишется все, что он сделает в его книгу дабы оценить итог его жизни: в прибыли он или убытке, добрым он был или злым.
Согласно этому хадису, мерилом в подсчете приобретений человека будут его годы и деяния. В другой версии этого хадиса есть продолжение: «…а худший из людей тот, чья жизнь была длинна, а деяния плохи». То есть главная, первая мера – это качество деяний, хорошими или дурными они были, а вторая – это срок жизни, на протяжении которого они совершались.
Как правило, люди хотят жить долго. Как много нас связывает с этим миром, и как не хочется с ним расставаться! Однако хадис напоминает нам, что пребывание на этом свете — всего лишь подготовка к жизни вечной, а длинная жизнь хороша, только если она украшена добрыми делами. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «С продолжением жизни мумина увеличивается благо» (Ахмад Ханбал, «Муснад», III, 27).
То есть благодеяния в этой жизни подобны семенам, которые дадут добрый урожай в жизни следующей. Приобрести хорошие деяния можно в рамках, очерченных Исламом. И если верующий занят этим промыслом на протяжении всей жизни, то длинная жизнь для него, конечно же, является великим благом. Однако надо быть готовым к тому, что соткать свой жизненный путь из благодеяний возможно только в постоянной борьбе с самим собой, своими страстями и прихотями своего нафса.
Уроки из хадиса
1. Длинная жизнь сама по себе не считается благом, но приобретает ценность с благодеяниями.
2. Для того чтобы стать обладателем добрых дел в Судный День, нужно приложить немало усилий в этой жизни.