Любовь и познание Аллаха позволяют человеку обрести лучшие черты характера. Ибо этих счастливых рабов Всевышнего в Судный День спросят не об Отчёте, а зададут вопрос: «Что пожелаешь?»
После смерти Баязида Бистами (рахматуллахи алейхи) один из его друзей увидел усопшего во сне и спросил: «О, Баязид! Как твои дела?» В ответ тот сказал: «Вначале ангелы узнали, что я принёс с собой и с чем пришёл? Я же заметил, что пришедшего к воротам падишаха не спрашивают об этом, а говорят: «Что пожелаешь? Что тебе угодно?» Тогда ангелы поинтересовались, что я желаю».
Поэт Д.Руми рассказывал о достоинствах праведников — арифов, обладающих, подобно Баязиду Бистами, благородной душой: «Просвещённые люди пребывают в состоянии исключительного приобщения к Всевышнему и познания Его. Ариф каждый миг прикасается к трону падишаха, а благочестивый человек всё идёт и идёт, преодолевая в течение одного месяца расстояние, равное одному дню пути. Ибо арифы отправляются в дорогу с любовью. Они спешат к Аллаху и, наконец, прибывают к Нему. Однако те, кто стремятся к Творцу лишь потому, что боятся Его, продлевают свой путь».
Арифами называют людей, понявших суть праведного пути и благочестия. Познание Всевышнего, марифат, — это результат благочестия прошлого, нравственных основ. Познание же закрепляется благочестием.
Познавший Истину раб Аллаха — ариф знает о сотнях миров и во всём видит только Господа. Арифы и любящие Аллаха сердца обрели счастье, так как избавились от всех дурных черт характера и свойств, присущих бренному естеству — «нафсу».Они обрели добродетель и высокую нравственность, полюбив Всевышнего.
Земная жизнь познавших Истину рабов Аллаха проходит как подготовка к Раю — в атмосфере сострадания, благоденствия и служения Господу, а их последний вздох обернётся вечным праздником. Поэтому каждому мусульманину нужно стремиться обрести любовь к Аллаху, мухаббатуллах, и получать знания о Нём — марифатуллах. А затем воплотить эти сведения в жизнь.
Необходимо выполнять богослужения в состоянии хушу и радости, чтобы обрести любовь и познание Аллаха. Для воспитания у себя этих чувств также нужно помогать людям, прислушиваться к стенаниям плачущих, протягивать руку тем, кто оступился, и дарить утешение. Для любви и познания Аллаха необходимо помнить как о живых, так и об ушедших от нас, радуя их чтением Корана и подавая садака.
Важно также завоёвывать сердца и превращать их в дом Аллаха — Кабатуллах, не причинять ближнему боль, не ранить и не обижаться самому. Усердие в спасении своих родных и детей от ада, религиозное образование, чтение Корана — условия любви и познания Всевышнего. Также мусульманам нужно беречь нравственные ценности, защищать родину.
Для любви и познания Аллаха необходимо выражать почтение Всевышнему, соблюдать все Его предписания, проявлять сочувствие к Его созданиям. Тогда каждый миг земной жизни озарится предвкушением встречи с Господом, а страшное утро кыямата обернётся зарёй вечного праздника в Раю.