Пребывание наедине мужчины и женщины
В Исламе запрещено пребывание наедине мужчины и женщины, которые не являются махрамами друг другу. Нарушение этого повеления может привести к таким грехам, как флирт и прелюбодеяние. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, на которой может жениться. Иначе третьим с ними будет шайтан».
В другом хадисе сказано: «Шайтан течёт в крови каждого из вас, как кровь, вне зависимости от вашей воли» (Тирмизи, «Рада», 16, 17).
Этот запрет Ислама касается как взаимоотношений родственников, так и получения образования и трудовой деятельности.
Взаимоотношения в кругу родственников
Ислам включает в запрет оставаться наедине с не являющимися махрамами друг другу мужчинами и женщинами сватов, детей дяди и тёти и других близких и дальних родственников. Ведь возможности, предоставляемые родством и отсутствие подозрений благоприятны для совершения греха.
Укба ибн Амир (радыяллаху анху) передаёт наставление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Опасайтесь приходить к женщине, рядом с которой нет махрама, и оставаться с ней наедине».
Сахабы уточнили, могут ли брат мужа и сыновья дяди оставаться наедине с нашими жёнами? Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил: «Подобное уединение так же опасно для семьи и нравственности, как и смерть» (Ат-Тадж, 2/329).
В Исламе посещение женщины, рядом с которой нет махрама, допустимо только с разрешения её мужа и группой людей.
Получение образования и работа
Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, которые могут вступить в брак друг с другом, касается получения образования и трудовой деятельности. Поэтому Ислам не приветствует совместное обучение достигших совершеннолетия юношей и девушек, а также работу мужчин и женщин в одном коллективе. Ибо повышается вероятность совершения запрещённых Исламом действий: обмен взглядами, прикосновения и пребывание наедине.
Ислам называет фардом получение женщинами образования и дозволенным действием работу, которая соответствует её природе. Но при этом категорически не одобряется смешение полов.
Обручение
Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, не являющихся махрамами, касается и обручённых пар. Согласно религиозным критериям, они ещё чужие друг другу, поэтому факт помолвки не делает дозволенным их пребывание наедине.
Порой обручённые пары желают, не совершая запретного, встречаться и общаться друг с другом, и совершают религиозный никях. После этого обручение становится браком, а физическая близость мужчины и женщины — дозволенной. Поэтому период обручения следует устанавливать коротким, а свадьбу организовывать вместе с никяхом.
Ислам также предостерегает от совершения поступков, которые могут привести к нарушению этого запрета.
■ Путешествие женщины в одиночестве
Ислам запрещает женщине отправляться в путь женщине без сопровождения махрамов — мужа, отца или брата — на расстояние более 90 километров. Эта цифра — примерная наименьшая длина путешествия, основанная на хадисах. Мусульманские учёные имеют разные мнения на этот счёт.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для женщины, которая верит в Аллаха и Судный день, не дозволено выходить в дорогу на расстояние одного дня пути без сопровождения махрама в лице отца, брата, дяди или сына» (Ибн Маджа, «Манасик»,7).
Этот запрет включает и Хадж. Женщина может совершить паломничество только в сопровождении мужа или другого махрама, так как основной целью при этом является защита женщины и её морали. Муджтахиды мазхаба Шафии считают, что группа достойных доверия женщин не менее трёх человек может совершить Хадж без сопровождения супругов или других махрамов. Они также считают, что при условии безопасности женщина может отправиться в паломничество и в одиночестве. Эту фетву можно применить и к любому путешествию. Но даже если дороги и безопасны, не следует забывать, что женщина без махрама может совершить нечто недозволенное или стать жертвой принуждения.
Ибн Аббас (радыяллаху анху) передаёт предостережение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Пусть мужчина находится рядом с чужой женщиной, только если при ней есть махрам».
Один из сахабов тут же спросил: «Моя жена в одиночестве отправилась в Xадж. Я же записался в отряд, чтобы совершить военный поход. Что мне делать?»
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Немедленно отправляйся в путь. Догони её и соверши Xадж вместе со своей женой» (Ат-Тадж, 2/320, Муслим, 648).
■ Запрещено движение, где смешиваются мужчины и женщины
Ислам запрещает мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой. Ведь в таком случае исчезает чистота чувств и появляется возможность вступить в разговор друг с другом. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не позволял мужчине идти между двумя женщинами, а также мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой.
Хадис разъясняет этот запрет. «После коллективного намаза мужчины и женщины начали расходиться, смешавшись друг с другом. Увидев это, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к мусульманкам: «Вы подождите, ибо не подобает вам идти впереди мужчин и посередине дороги».
После этого повеления женщины стали ходить по краю дороги так, что их одежды задевали стены домов (Абу Давуд, «Адаб», 180).
■ Запрет смешиваться в толпе в мечетях
Сунна Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) призывает мусульманок участвовать в коллективной пятикратной молитве, пятничных, заупокойных (джаназа) и особенно в праздничных намазах. Но при этом, если женщина беременна или у неё месячные, её задерживают дети, нелёгкие домашние дела или же запрещают отец или муж, то лучше оставаться дома. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечети. Но пусть они знают, что оставаться дома для них лучше».
Ислам призывает женщин приходить в мечети и участвовать в коллективных намазах. Но им следует подчиняться определённым правилам поведения: отказаться от употребления благовониями, вставать на намаз позади мужчин и выходить из мечети раньше них. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Самый лучший ряд для женщины — последний, а самый неподобающий — первый» (Абу Давуд, «Салят», 97; Муснад, 3, 294).
■ Прикосновение друг к другу и обмен рукопожатиями
Ислам запрещает соприкосновение тела и рук посторонних мужчины и женщины. Так закрывается дорога к возможному прелюбодеянию. Когда в народных играх и танцах, похожих на сексуальные игры, мужчины и женщины касаются друг друга, это — харам.
Чужим мужчине и женщине запрещено обмениваться рукопожатиями с сексуальным желанием. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Руки тоже совершают грех. Прелюбодеяние рук — это прикосновение со сладострастием» ( Абу Давуд, 2153).
Но если обмениваются рукопожатиями между собой или с молодёжью люди, сексуальные желания которых угасли, в этом нет ничего предосудительного.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обменивался рукопожатиями только с пожилыми женщинами, так как это не является обязательным действием. Ислам делает недосягаемыми мужчин и женщин, которые не является супругами и махрамом, поэтому запрещены или признаны неподобающими прикосновения друг к другу, включая рукопожатия. Однажды к нему пришла группа женщин и спросила: «Ты примешь нашу присягу, держа нас за руки?»
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: Я не обмениваюсь рукопожатиями с женщинами. Слово, сказанное мною одной женщине, подобно сказанному для сотни» (Муснад, 4, 357).
Этот поступок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не указывает на явный запрет подобного действия. Поэтому рукопожатия без сексуальных желаний мы не можем оценить только как запрещенные. Кроме того, существует достоверный хадис: «Любая невольница Медины могла взять Посланника Аллаха за руку и привести его туда, куда он хотел» (Бухари, «Адаб», 61).
Но так как Ислам призывает избегать действий, которые могут привести к греху, то рекомендуется избегать обмена рукопожатиями посторонним мужчине и женщине, даже если при этом нет сладострастных помыслов (См. аль-Ан’ам, 6/108).
■ Ненужные разговоры мужчин и женщин, не являющихся махрамами
Ислам запрещает вести разговоры женщинам и мужчинам, не являющимся махрамами. Так Ислам препятствует возникновению греховных помыслов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление женщинам, принесшим присягу жить по Исламу: «Вы должны разговаривать только с теми мужчинами, которые являются вам махрамами» (Ибн Кясир, Мумтахина,12 (4/355).
Данный запрет не охватывает ситуации, когда общение необходимо, например, учёбу, торговые операции, ответ на заданный вопрос.