«Твой дедушка, дорогая, был любителем чтения», — сказала моя бабушка после того, когда я спросила ее о старой коробке, которую она всегда бережно хранила. Мне же было интересно, что лежит внутри. Ее ответ лишь подстегнул мое любопытство открыть коробку и узнать, что же читал дедушка. Я с огромным наслаждением начала переворачивать пожелтевшие страницы книг, которые казалось, были наполнены благоуханием. Я задумалась, что может случиться, если не хранить эти старые книжные шедевры и манускрипты, отдавая им должное. И ответ скоро пришел мне в голову.
Исламское искусство распространилось за очень короткий период, меньше века, следом за историческими завоеваниями, когда арабы контролировали огромные территории – от Индии на Востоке до Атлантики на Западе. Естественным образом Ислам пересекался с различными политическими и социальными системами, существовавщими за все время развития цивилизаций. Столь же естественно, что зарождающееся исламское искусство стремилось к многообразию традиций стран, вошедших в состав новой империи, где античные цивилизации процветали до прихода мусульман. Это царство Фараона, Ассирия, Вавилон, Финикия, Сассаниды, Карфаген, Греция и Византийская империя. Элементы этих непохожих друг на друга культур вскоре были интегрированы в зарождающееся исламское искусство, формирующее разнородный арт-язык.
Эстетические принципы, представленные исламским искусством, имели тесные связи с повелениями этой религии. Изобразительные традиции и модели, заимствованные из других цивилизаций, были переработаны таким способом, что отражали собственные законы, критерии и ценности. Одним из зародившихся видов искусства сбыло оформление манускриптов, которое дало сильный толчок различным формам уникальной исламской эстетики.
Миллионы рукописей были тщательно выполнены и причудливо украшены в начале Золотого века исламской эры, когда Коран подчеркнул письменную форму хранения знаний и важность ее в жизни человека. Вдобавок, шедевры науки, философии, литературы и юриспруденции, трактаты по музыке и приготовлению пищи были произведены в самой прекрасной форме и украшены каллиграфами, писцами и иллюстраторами. Многие из них сейчас считаются реликвиями.
Блоьше всего внимания уделялось Корану. Написание священных текстов и их украшение было целью всех каллиграфов, наиболее известные среди которых – Абу Мухаммад Али ибн Мукла, Али ибн Хилаль, Али ибн Аль-Бавваб и Якут аль-Мустаасими.
Дошедшие до наших дней манускрипты представляют прекрасную картину исламского искусства и считаются выдающимися достижениями, раскрывающими принципы исламской эстетики. Типичные модели, используемые в исламских рукописях, по-видимому, основаны на архитектурных формах.
Действительно, эти шаблоны настолько стары, что трудно установить доподлинно, был ли их первоначальный источник архитектурным или каллиграфическим. Граница между ними настолько размыта, однако один факт остается неизменным: они оба развивались синхронно с девятого столетия и с тех пор отличаются способами выражения и украшений.
Графические шаблоны украшения в Коране или арабских книгах в целом считаются ключевыми фигурами в исламской эстетике и одними из главных ее носителей. А поскольку их источник восходит к архитектуре каллиграфических моделей, они представляют собой прекрасный образец гениальности исламского искусства.
Передача рукописей через учебные центры
Искусство книгопечатания на арабском Востоке возникло в конце 8 века и развивалось под эгидой образовательных и исследовательских учреждений, а затем распространилось по всему исламскому миру. Каждая организация имела отличительную линию развития и местную специфику. Творчество и таланты авторов сильно отличались в различных регионах. Таким образом, искусство книгопечатания стало неоднородным.
Существовавшие в то время образовательные учреждения были очень близки современной университетской системе. Их основателями, как правило, были падишахи или эмиры, а также богатые филантропы, имевшие страсть к распространению знаний и наукам. Одной из таких школ была Бейт аль-Хикма, основанная Аль-Мамуном в 8 веке. В ней знаменитые ученые того времени переводили, комментировали и исследовали греческие и персидские тексты. В школе также работала обсерватория, которая проводила астрономические расчеты.
В 10 веке Аль-Хаким Биамриллах основал школу Дар аль-Хикма. Она стала хранилищем порядка миллиона манускриптов, вошедших впоследствии в собрание мечети «аль-Азхар», построенной Фатимидами в 972 году. А в 12 столетии, во времена Саладина, существовали две правовые школы Ханафи и Шафии. В Медине работал учебный и исследовательский центр с богатейшей библиотекой.
В Северной Африке, в Тунисе, Хафсис основал школу в дополнение к школе Телмиссана, где получил образование выдающийся арабский историк Ибн Халдун. Это учебне заведение пользуется заслуженной славой до сих пор. Основанный султаном Юсуфом ибн Ташефином Марракеш стал во времена Альморавидов одним из ведущих культурных центров исламского мира.
Есть особое удовольствие при просмотре старых книг, чьи страницы пожелтели со временем и источают тот удивительный запах ностальгии и воспоминаний. Книгопечатное искусство мусульман обладает тайной, которая в наибольшей степени проявляется в гармонии цветов и историй. Эти книги сами по себе являются произведениями искусства и свидетельствуют о славном прошлом исламской культуры.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)