Возникновению мазхабов в Исламе способствовали политические события. Сказать вернее, причиной появления мазхабов стало разделение и разобщение исламского общества. Эти расхождения повлияли даже на представление о вероучении, что само по себе вызывает интерес, но и немало огорчает.
Военные действия и борьба между Али (радыяллаху анху) и Муавией, вывели на политическую арену хариджитов, которые выступали против обеих сторон конфликта. Исходя из этого, можно утверждать, что в истории Ислама появилось первое течение, сформировался первый мазхаб – хариджиты.
Выступая в оппозиции сложившимся обстоятельствам, они подкрепили свое положение, ссылаясь на требования веры, той теологической основы, которой придерживались.
Затем появились сторонники Али (радыяллаху анху). Первые шииты (пока движение не обрело идеологическую окраску) – это народ, многие сахабы и табиины, которые поддерживали Али. К примеру, Абу Ханифа тоже выступал за Али, но вряд ли его можно назвать шиитом в современном значении этого слова.
Но впоследствии политические разногласия привели к созданию у шиитов своего вероучения, акыды, и шиа превратилось в отдельный мазхаб. Те же, кто противостоял им, кто стоял на принципах Корана и Сунны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и отрицал возможность создания мазхаба по политическим предпочтениям, в свою очередь, тоже объединились и назвали свою группу «ахли сунна валь джамаа».
Таким образом, после политических разногласий появились следующие мазхабы:
1. Мазхабы по вероучению: Хариджиты, Шииты, Мутазилиты, Ахли сунна. В итоге образовалось четыре течения. У Ахли-сунна появилось два мазхаба по вероучению ашари и матуриди, в современных же условиях на сцену вышли и салафиты. Таким образом, можно сказать, что ахли-сунна разделилась на три мазхаба. Мутазилиты – в наши дни не сохранились как мазхаб, но так как мутазилиты – основатели философского рационализма, придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой, то в обществе в любые исторические периоды имеются их представители среди частных лиц. И наше время – тоже не исключение. И шиитов, которые утверждают, что одним из источников фикха является разум(ум) можно отнести в этом плане к мутазилитам. Некоторые течения шиизма сошли с прямого пути и стали батини́тами — общее название сторонников свободного, аллегорического толкования Корана и сунны, которых ахли-сунна расценивает как заблудших еретиков (фырак-и далла).
2. Мазхабы по фикху. Их на самом деле огромное количество. Однако мазхабы различались по определению правовых положений мукалляфов, то есть в основе все мазхабы одинаковы, различаются в деталях. Как известно, с половины второго века хиджры до первой половины третьего века хиджры, т.е. за одно столетие, появилось более ста имамов-муджтахидов. Вместе с четырьмя известными имами, имам Авзаи, Лейс бин Саад и другие. Затем Давудом аз-Захири (ум. 270 год Хиджры) был образован мазхаб захири. Через некоторое время течение перестало существовать, но возродилось с Ибн Хазмом (ум. 456 Хиджры) и после этого так и закрепилось в истории Ислама. Обычно в классификациях округляют мазхабы до 4, но такие мазхабы как захири тоже считаются мазхабом в пределах ахли-сунны.
Кстати, мазхабы вероучения Зайдийя, Ибадийя и Джафарийя с точки зрения фикха не далеки от ахли-сунны. По этой причине в свое время Совет по фетвам при университете аль-Азхар принял решение пользоваться источниками 8 мазхабов по вопросам фикха.
3. Мазхабы тасаввуфа. Тасаввуф – это образ жизни, цель которого зухд (аскетизм), таква, очищение нафса, стремление обрести благородные и нравственные черты характера. С этой точки зрения тасаввуф – духовная основа Ислама. В свое время не было озвучено отдельного названия для этого направления, как у других мазхабов, но тасаввуф в самом чистом и благочестивом виде занимает огромное место в жизни самого Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов, этого не могут отрицать даже самые активные противники тасаввуфа.
В исламском мазхабном пространстве тасаввуф следует отнести как к наиболее поздним оформленным в структуру образованиям. С 6 века Хиджры появились тарикаты, которые можно назвать мазхабами тасаввуфа. До этого времени в центре тасаввуфа был пример Корана и сунны, со временем, по словам имама Раббани, несмотря на то, что были ясные и открытые знания, на которые следовало мусульманам ориентироваться и опираться, появились некие «священнодействия», примешавшиеся из других вероучений. Это смешение продолжалось и росло так, что некоторые тарикаты, считающие ахли-сунной, углубились в мистицизм, батинизм. И сегодня, наряду с тасаввуфом, в основе которого Коран, шариат и Сунна, существует множество тарикатов с замысловатым содержанием, при этом нет научного механизма, который помог бы различить все нюансы и мотивы правильного и ложного в разномастной палитре закрытого тарикатского сообщества. По этой причине, неслучайно появление как радикальных противников тасаввуфа так и ярых его сторонников.
Профессор теологии Фарук Башар.
Газета «Йени şafak» (Yeni Şafak)
Перевод с турецкого: сайт «Ислам и семья»