Мечеть Бадшахи в Лахоре была символом власти Великих Моголов, но после падения их династии много лет использовалась в качестве военного гарнизона. Сегодня хранящиеся в ней священные реликвии ислама привлекают сюда паломников со всего мира.
Мечеть Бадшахи – один из немногих крупных архитектурных памятников, построенных во время правления императора Аурангзеба. Вмещая до 100 тысяч человек, на протяжении трех столетий она считалась одной их самых больших мечетей мира. Сейчас она сохраняет статус второй по величине мечети Пакистана после мечети Фейсал в Исламабаде.
Хотя храм был построен в конце эпохи Великих Моголов, в период относительного упадка, его красота, элегантность и масштаб олицетворяют культурные достижения Великих Моголов, как ни один другой памятник Лахора.
Строительство мечети началось в 1671 году под руководством Музаффара Хусейна, сводного брата Аурангзеба и губернатора Лахора. Первоначально она была задумана как реликварий для хранения пряди волос Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Храм стоит всего в нескольких сотнях метров к западу от Лахорского форта, к которому были пристроены специальные ворота, обращенные к мечети – их называли ворота Аламгири. Площадь между мечетью и фортом (будущий сад Хазури Баг) использовалась в качестве плаца, где Аурангзеб проводил смотр войск.
Когда регион был охвачен гражданской войной и захвачен сикхами, для мечети начался новый период истории. Ранджит Сингх, махараджа Сикхской империи, взяв под свой контроль Лахор в 1799 году, стал использовать внутренний двор мечети в качестве конюшни, а худжры (кельи) по ее периметру были заняты солдатами. Когда английский путешественник и коммивояжер Уильям Муркрофт посетил Лахор в 1820 году, он записал, что в мечети располагается тренировочная площадка для пехоты сипахов.
Двадцать лет спустя в Лахоре произошло землетрясение, в результате чего рухнули изящные мраморные башенки на вершинах каждого минарета. Год спустя, во время гражданской войны сикхов, на минаретах были установлены орудия для обстрела группы, укрывшейся в близлежащем Лахорском форте.
После того как британцы взяли под контроль Лахор в 1846 году, они также использовали храм в качестве военного гарнизона. Как очевидно, все эти события привели к тому, что мечеть находилась в плохом состоянии.
Из-за растущего недовольства мусульман использованием святыни как гарнизона британцы в 1852 году учредили Управление мечети Бадшахи для надзора за восстановлением храма. В 1856 году она была передана мусульманам. С тех пор проводился ее поэтапный ремонт. Наряду с этим, после восстания 1857 года англичане разрушили худжры по периметру внутреннего двора, чтобы их не использовали для антибританской деятельности. Вместо них были построены аркады.
В 1939 году под руководством архитектора Наваба Зен Яр Джанга Бахадура начались масштабные ремонтные работы. Они продолжились до 1960 года, и их стоимость составила 4,8 миллиона рупий. Последние работы такого рода производились в 2008 году, и в настоящее время мечеть Бадшахи почти восстановлена в своем первоначальном виде, в каком она впервые предстала перед нами в XVII веке.
Мечеть Бадшахи привлекает мусульман со всего мира не только своей историей. В галерее Табарукат, расположенной внутри мечети, хранятся древние артефакты, связанные с Пророком Мухаммадом (салляллаху алейхи ва саллям) и его семьей, а также редкие экземпляры Священного Корана, написанные золотом и серебром.
Среди 27 артефактов можно видеть тюрбан Пророка (мир ему), его головной убор, обувь, одежду, отпечаток ноги, флаг, молитвенный коврик, носовой платок его дочери Фатимы (да будет доволен ею Аллах), суру Корана, переписанную Али (да будет доволен им Аллах), тюрбан Хусейна (да будет доволен им Аллах), фрагмент зуба Увайса аль-Карани (да будет доволен им Аллах) и другие вещи.
В 2002 году из музея была украдена часть сандалии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). В 2014 году было объявлено о награде в размере двух миллионов рупий для того, кто вернет украденное, но до сих пор реликвия не обнаружена. В мечеть Бадшахи прибывает огромное количество паломников, желающих увидеть священные артефакты.