Буквально в 500 метрах от оживлённой трассы Симферополь-Алушта-Ялта, в нескольких километрах от Симферополя, расположена старинная мечеть «Эски-Сарай Джами». Здание было построено ещё в XIV веке.
Эски-Сарай — ныне посёлок Пионерский, который находится в долине реки Салгир. Местность эта известна очень давно, ещё со времён Золотой Орды. В ханский период улус принадлежал калга-султану, в ведении которого была вся долина реки от истоков до начала степей.
Конструктивно мечеть «Эски-Сарай» состоит из трёх частей. Основу составляет квадратный двухсветный зал, перекрытый куполом на парусах. К западной стене главного зала примыкает пристройка, также перекрытая небольшим куполом. Снаружи северо-западного угла мечети — остатки минарета, имеющего квадратное основание.
Стены сооружения выполнении из бута — песчаника, а конструктивные и декоративные элементы — из хорошо обработанного известняка. Интересной особенностью сооружения является наличие помимо двух внутренних михрабов одного внешнего. Он встроен в северную стену справа от входа. Паруса куполов снаружи скрыты забутовкой. На внешних стенах здания местами прослеживаются граффити.
Фасад «Эски-Сарай Джами» выполнен следующим образом: на первом «уровне» посредине находится широкий и высокий дверной проём, над ним — ниша под несохранившуюся мемориальную табличку, выше ниши виден неглубокий стрельчатый тимпан. Справа и слева от дверного проёма располагаются прямоугольные окна заложенными не так давно стрельчатыми тимпанами. Возле левого окна — наружный михраб со «сталактитовым» сводом, а к правому окну примыкает остов минарета. На втором «уровне» прорублены два симметричных окна с полуциркульным завершением. Третий «уровень» отличает расположенное в центре круглое окно.
Основной зал квадратной формы, трёхсветовой. На каждой стене, кроме восточной, расположено по пять окон. Окна первого уровня — квадратные со стрельчатым тимпаном, где на архитектурно оформленных коробах сохранились следы пазов решёток. Окна второго уровня — полуциркульные. В центре третьего уровня находятся по одному круглому окну на каждой стене. Над входом сохранились пазы под стропила бывшего деревянного сооружения, вероятнее всего, хоры — место молитвы женщин). В центре южной стены сохранился архитектурно оформленный михраб.
Восточная стена зала отличается от других: левое нижнее окно, по всей видимости, служило дверью-переходом в купольную пристройку, окно второго яруса примыкает к пристройке ниже остальных окон и выполнено на одной высоте с куполом.
Паруса купола выделены тонким слоем керамической черепицы. В их основаниях — вырезанный из известняка подпятник. Паруса выложены из частично обработанного камня. Переход от основного объёма к куполу решён с помощью трёх тонких слоёв хорошо обработанных блоков.
Примыкающая к основному объёму восточной стены пристройка сохранила следы купола. Помещение — двухсветовое, окна первого и второго уровней архитектурно выполнены так же, как и в основном зале. Здание, вероятнее всего, имеет два входа: наружный с северной стороны и окно-переход в западной стене. Справа от окна в южной стене — михраб, оформление которого идентично оформлению михраба на фасаде здания. Паруса и переход к куполу оформлены идентично основному залу, отличаясь только отсутствующим подпятником в основании парусов и переходом, выложенным только одним рядом обработанных камней.
Минарет мечети «Эски-Сарай», к сожалению, не сохранился. От него осталось только квадратное основание из обработанных камней.