facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Мечеть-музей в городе Беэр-Шева

0

О Большой мечети в израильском городе Беэр-Шева (Бир эс-Саба) заговорили в сентябре прошлого года, когда местные власти собирались провести в мусульманском храме праздник вина.

Такая новость вызвала недовольство верующих, потому что в Исламе запрещены алкогольные напитки и подобное мероприятие нарушит чистоту и святость мечети. После демонстраций и акций протеста фестиваль вина в Большой мечети всё же отменили.

Чем же интересна эта мечеть? Здесь больше не звучит азан и верующие уже не приходят сюда пять раз в день, чтобы совершить обязательное богослужение. Власти страны превратили Большую мечеть в Беэр-Шеве в музей пустыни Негев — хранилище еврейского наследия и экспозицию израильской армии.

Культовое здание построили ещё в те времена, когда принадлежащая современному Израилю территория была частью великой Османской империи. Большая мечеть расположена при въезде в старый город, напротив крепости Беэр-Шевы, и видна со многих точек. Архитекторы расположили мечеть таким образом, что из неё открывался вид на пустыню Негев.

Мечеть была построена не только для горожан, но и для всех живущих в пустыне Негев мусульман. С 1946 года мечеть становится особо важной для верующих Негева и остаётся таковой до настоящего времени.

Здание выглядит очень большим и выделяется среди окружающих построек. Один еврейский путешественник, побывавший в городе в 1912 году, отмечал: «Правительственные сооружения и мечеть особенно выделяются, ведь выглядят красиво и богато — возможно, даже слишком красиво, например, по сравнению со зданием городской администрации».

После Второй мировой войны Беэр-Шева значительно увеличилась, но до сих пор мечеть не остаётся незамеченной. Она прекрасна как снаружи, так и внутри. Мечеть построена в 1906 году. В местной газете писали о ходе работ: «В городе началась активная стройка под руководством префекта, который полон сил и желания не сидеть сложа руки и обустраивает город. Теперь в Беэр-Шеве турки возводят большую и красивую мечеть».

Турецкий губернатор поддержал эти устремления. Наместник в Иерусалимской области отмечал, что в Беэр-Шеве открылась «привлекательная сердцам мечеть, поскольку мусульмане почитали её святой». Верующие построили её своими руками и почти тридцать лет не испытывали нужды в дополнительном месте для богослужений, ибо мечеть вмещала всех пришедших на джума-намаз. Во время мировой войны сюда приходили помолиться тысячи турецких солдат, которые находились в гарнизоне города.

Префект Беэр-Шевы приложил немало усилий для получения разрешения на строительство от турецкого правительства. Работами руководил араб, который пользовался уважением в городе и имел средства. Когда стройка подошла к концу, префект увидел несоответствие внутренней отделки ранее намеченному плану и велел каблану разрушить здание.

Префект пригласил из Иерусалима христианского архитектора, который возвёл новую постройку и заново украсил мечеть, и лично наблюдал за ходом работ. Он велел привозить большие камни издалека на верблюдах, заказал новые облицовочные материалы, но вместе с этим увеличились и расходы. Префект обратился к главе города с просьбой помочь, и тот выделил 400 лир на постройку мечети для всех мусульман. Такая же сумма поступила и от правительства.

Мечеть в Беэр-Шеве напоминала турецкие времён Османской империи. Этот тип религиозных построек внутренним оформлением стен и купола как единым целым подражал византийской церкви Святой Софии в Стамбуле, переделанной в мечеть. Архитектор Большой мечети, Даголь Синан, украсил её просторным сферическим куполом. Поэтому её крыша выглядит как расширенная, а внутреннее пространство наполнено светом из вырезанных в стенах окон.

Дополнительное украшение мечети — тонкий восьмиугольный минарет, который венчает конусообразный купол. Большая мечеть Беэр-Шевы является примером некоей эклектики: сфера основного купола достаточно мала, содержит восемь окон, а само строение выглядит несколько помпезно.

В 1934 году с западной части здания появился новый пристрой, полностью построенный из камня. К нему ведут 97 каменных манежных ступеней, внутри расположен центральный столб, а веранда поддерживается подпорками в форме сталактитов.

Как и все турецкие мечети, храм в Беэр-Шеве должен быть обращён в сторону Киблы. Но городские улицы направлялись на юго-восток, и потому пришлось возводить здание параллельно улице, под углом в 45 градусов. Стена мечети с нишей, указывающей направление молитвы, оказалась направлена и в сторону самого города. Вскоре архитекторы построили фронтальную часть мечети с симметричными тремя окнами, которая была обращена к главным воротам. Для сохранения баланса они должны были спроектировать окно в центре левой части сферы, но в этом месте располагался михраб. Поэтому позже было решено построить в этом месте слепое окно и оставить открытой верхнюю часть.

С двух сторон ворот установили мраморные столбы, подобные византийскому храму в Негеве. Оставшиеся от прошлого строительства камни тоже пошли в дело. Над воротами мечети архитекторы поместили подпись правившего тогда султана, Абдуль-Хамида II. Эти двери ведут в центральный зал мечети через портик. В коридоре находятся фонтан и бассейн для омовения перед намазом, а также двери, ведущие к классам для изучения Корана.

Мечеть служила одновременно и образовательным центром, и укрепляла в сердцах юных мусульман патриотизм и верность правительству. Также она в каком-то смысле упорядочивала время в Беэр-Шеве с помощью азана и давала сигнал отхода ко сну.

В начале 1953 года в помещении Большой мечети открылся музей пустыни Негев, где собраны предметы быта и культуры: искусство, археологические находки, документы и фотографии, геологические образцы, стенд жизни бедуинов, рабочие инструменты. В центре постоянно проходят исторические и археологические выставки.

Share.