facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Медицина в Крымском ханстве

0

Здоровая нация — признак сильного государства, его физический, духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал, а также экономические возможности и обороноспособность страны. Это хорошо понимали властители Крымского ханства, и, наверное, поэтому в эпоху правления Гираев медицина получила широкое развитие.

 

Будущие врачи получали образование в престижных медресе, как местных, так и зарубежных. А медицина в Крымском ханстве шла в ногу с просвещением в исламском мире и считалась лучше европейской. Также в ханстве никогда не забывали о наследии народных врачевателей: люди были убеждены, что справиться с недугами помогут природные лекарства.

При крымском дворе жили лучшие медики, которые наблюдали и лечили ханскую семью согласно последним достижениям науки. Доктора пользовались непререкаемым авторитетом, и к ним при надобности стремилась попасть столичная элита. Как правило, врачебная практика порой переходила из поколения в поколение, образуя целые династии.

Медики совершенствовали знания и пользовались не только фундаментальным трудом «Канон врачебной науки» Али ибн Сины, но и другими восточными и европейскими книгами. Например, они были хорошо знакомы с лечебными принципами немецкого учёного Парацельса. Придворные врачи грамотно подходили к возложенной на них миссии. Конечно же, при ханском дворе практиковали иностранные медики. Так, около 1724 года первым доктором при ханах Саадете Гирае III и Менгли Гирае II был Ксаверио Главани.

Врачи работали почти в каждом городе Крымского ханства. Они, как и придворные медики, пользовались научными трудами, ставшими настоящим достоянием. В Крыму наибольшей популярностью пользовались две книги, переведённые османским фармакологом и знатоком европейской науки Омаром Шифаи: «Новая химическая медицина» (Тыбб-и джедид-и кимьяи) и «Метод лечения по врачебной химии» (Минхадж-ушшифаи фи тыбби кимьяи). Среди всех трудов Парацельса эти два исследования были наиболее популярны на Востоке.

Но если на протяжении столетий за здоровьем ханской семьи и придворных сановников следили образованные лейб-медики, то основная масса крымских татар  лечилась по старинке. В случае нужды они прибегали к помощи специалистов, которые были приверженцами иной, не менее сложной медицинской теоретически-практической системы, которую принято называть народной.

В основе традиционной крымскотатарской медицины лежало предотвращение заболеваний. На службу этому принципу ставились гигиена, здоровая пища, регулярное и умеренное питание, а также постоянные физические нагрузки, закаливание, поездки в курортные местности. Если же болезни не удавалось избежать, то предпочтение отдавалось щадящим средствам народной медицины: травяным препаратам, водным и грязевым процедурам, использованию целебных источников. В число лечебных средств входили фрукты и некоторые овощи.

Славу курорты Крыма получили ещё в ханский период. Известно, что в конце XVI— начале XVII века одним из богатых природными лечебными ресурсами считался курорт у города Солхата. О нём красноречиво сообщает в «Описании Чёрного моря и Татарии» д’Асколи: «В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно от весны и до июля здесь бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов».

Другим источником здоровья и благополучия являлось грязелечение. С XVII века в небольшую деревушку Тузлы, расположенную в выжженной солнцем степи на западе полуострова, ехали за исцелением со всего Крыма. Здесь находилось солёное озеро, а целебные свойства донного ила были известны местным жителям. Лекари устроили на этом месте настоящую сезонную лечебницу, скромную по размерам, но зато со всем необходимым оборудованием, с подвозом пациентов и навесами. Работали эти «санатории» с 20 июля по 1 сентября. Нередко грязелечебницу посещали и высокопоставленные особы. Методика пользования была разработана крымскотатарскими медиками на основе столь длительного опыта, что его можно считать вполне научным.

Минеральные воды многочисленных целебных родников полуострова также пользовались большой популярностью среди жителей Крымского ханства. Одним из таких источников был и остаётся Савлук-Су у истоков реки Альмы. Его посещали как крымские татары, так и христиане. К нему добирались с Южного берега через деревню Корбек, поднимаясь затем на яйлу и двигаясь к Чучельскому перевалу. Раз в году, 1 июля, сюда устремлялись толпы паломников. Местные жители верили, что именно в этот день воды источника особенно целебны, как и молитва у подножья древней Чучели. Очевидно, оказывали воздействие и вера, и купание, и потребление воды. Не менее посещаемым был другой целебный источник в деревне Топлы близ Солхата. Его температура круглый год неизменно равнялась +15°C.

Традиционная крымскотатарская медицина предписывала раннее закаливание детей, что в совокупности с регулярными физическими упражнениями давало неплохие результаты. Как сообщал анонимный турецкий путешественник середины XVIII века, «татары легко переносят стужу и зной и купают детей в солёной воде, чтобы приучить их к перенесению холода. Уже в 12 лет дети начинают упражняться в военном ремесле… [отчего] эти татары чрезвычайно поворотливы».

О национальной гигиене в XVII веке писал и Гийом Боплан: «Когда дети ещё маленькие, их матери заботливо купают их ежедневно в воде, где растворена соль». В результате детская смертность в Крыму снижалась, а из таких подростков вырастали «смелые и выносливые воины, которые не поддаются усталости, легко переносят зимнюю непогоду».

Говоря о гигиене, следует учесть, что кроме поддержания чистоты и повсеместной практики закаливания огромную роль в здоровье народа играла чистота улиц, площадей, помещений для скота. В Крыму практически не встречались такие инфекционные заболевания, как оспа, тиф, детская дизентерия. Здесь не знали о клопах и не страдали от других насекомых-паразитов. И это благодаря личной гигиене, а не природе или климату.

Крымские татары использовали лекарства в основном растительного происхождения. Их производили фармацевты, которые профессионально изготавливали медикаменты на химической основе. Они были доступны в продаже, и каждый мог их приобрести.

Конечно же, в ханстве случались и эпидемии, сводившие в могилу сотни людей. Но редкие вспышки инфекционных заболеваний быстро проходили. Следует отметить, что многие крымские татары страдали от хронической болезни — ревматизма, и предрасположенность к нему связана в первую очередь с климатом.

Медицина — как народная, так и научная — была эффективна не только благодаря профессионализму врачей. Разнообразные средства оказывали целительное действие и оттого, что использовались вкупе с размеренным, здоровым питанием и гигиеной во всех социальных слоях.

Многие европейские путешественники, посетившие Крым в XVII и XVIII веках, в один голос говорили, что крымские татары отличались несокрушимым здоровьем и были долгожителями. Литератор Александр Сумароков отмечал, что среди них почти не было людей с физическими дефектами. Об исключительно крепком здоровье нации столетием ранее писал и Эвлия Челеби. Османский путешественник несколько раз упоминал имена искусных врачей. Например, в середине XVII столетия в Кезлеве проживали известные в те времена лекари Алиша-мурза и Давуд-ага, их коллегами в Бахчисарае были Эбу Ахмед-ага, Алп Акай и ханский хирург Деде Масум.

Возможно, что на физическом состоянии крымских татар ханского периода благотворно сказывалось ещё и общепризнанное спокойное и уравновешенное состояние души.

Share.