facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Медицинские услуги в истории Ислама

1

Ислам — религия высокой культуры и знания — стал не только покровителем учёных с их открытиями в самых разных областях науки, но и признал медицину как организованную и необходимую земную помощь людям в сохранении их здоровья. Так, первый медицинский опыт мусульман состоял в лечении раненых и был применён во время сражения при Хандеке (VII в. н.э.).

Известно, что во дворе мечети Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) стояла палатка, где оказывались медицинские услуги. Лечением и уходом за больными занималась сподвижница Посланника — Рувайда аль Ансари из племени Аслем.

Сохранился хадис, в котором говорится, как однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) увидел, что Са’д бин Му’аз ранен копьём в ногу, и сказал: «Поместите Саада в палатку Рувайды, чтобы я мог часто навещать его» (Ибн Хишам, II, 239; Ахмад Иса, с.9).

Конечно же, мусульманская медицина не образовалась сама по себе, и двигала медицинскую науку, развиваясь на основе предшествующего опыта человечества, с течением времени внося свои религиозные коррективы. Мусульманская практика врачевания в основном складывалась на основе египетской и греческой медицин. Позже у мусульман появились свои типы больниц и разного рода лечебницы, известные как Бимаристан (бимар в переводе с персидского — больной, стан — страна), Бимархане (хане — помещение), Дар-у Шифа (арабский дар значит — дом, обитель; шифа — исцеление, выздоровление; всё вместе — больница, госпиталь). Они строились от Средней Азии до Испании, от Йемена до Казани и дальше.

Из «Книги путешествий» Эвлии Челеби (XVII в.) мы можем узнать, как выглядела одна из типичных первых мусульманских больниц. Фатих — так называлась не только лечебница Османской империи (Турция), но и весь комплекс построек, возведённый приблизительно в 1465-1470 гг. и состоящий из мечети, школы, библиотеки, восьми медресе, приюта, караван-сарая и банка. Всё это было построено во время правления Мехмеда II (по прозванию Завоеватель, также известного как Мехмед Фатих или Магомет Великий). Челеби рассказывает, что больница «Фатих» имела «около 70-80 куполов, имелись помещения, где лежали больные с различной степенью тяжести заболеваний. Обслуживающий персонал состоял из 200 человек», главного врача «человека, знающего свое дело». Автор-путешественник записывает интересные и весьма важные сведения: «Лекарства раздаются бесплатно, это условие в своё время поставил сам Фатих-султан при организации вакфа. Делается это во имя Аллаха. Выдаётся одежда из шёлка для тех, у кого болезни кожи, для больных готовится очень хорошая еда…» Неудивительно, что для мужчин и женщин были отведены разные отделения с палатами — этого требует Ислам. А восхищает как раз то, что и для немусульман было место в лечебнице. «В одном из отделений находятся покои для мужчин, в другом — для женщин, имеется также помещение для лечения немусульман», — пишет Челеби.

Традицию построения  лечебного комплекса в Турции продолжил сын Мехмеда II — Султан Баязид II (1481-1512). По его распоряжению известный зодчий Хайреддин возвёл больничный комплекс в Эдирне. Этот город был выбран не случайно — через него проходили торговые пути, а, значит, медицинские услуги были просто необходимыми — что говорит о сильном и могущественном государстве, заботящемся не только о здравом состоянии своих граждан, но и иностранцев. В больницах могли знакомиться и общаться люди, принадлежавшие не только к разным социальным группам, но к иным культурам и конфессиям.

Турецкий Дар аш-Шифа включал в себя медицинское учебное медресе, мечеть и имарат — место приготовления пищи и кладовые комнаты. Все здания комплекса были соединены между собой при помощи моста. Но сама больница разделялась на части: в первой располагалась поликлиника, частная диетическая кухня и комнаты для обслуживающего персонала; вторая предназначалась для хранилища лекарств, в ней же было отведено место для отдыха врачей и других медицинских работников; в третьей — комнаты для больных. Все палаты имели выход к центру, где располагался пьедестал музыкантов. Данная часть здания наиболее интересна. Все комнаты больных объединены одним куполом, а окна смотрят в сад и на цветник больницы. Таким образом, наблюдение за больными было упрощено и позволяло содержание меньшего количества обслуживающего и лечащего персонала.

Любопытно, как происходило лечение музыкой. Состоящий из десяти человек коллектив музыкантов играл выбранные мелодии в определенном музыкальном стиле, прописанном при той или иной болезни. Так, например, раст — применялся для лечения больных параличом и эклампсией; исфахан — для повышения умственных способностей и запоминания; зиревкент — для лечения спинных и суставных болезней; рехави — для лечения головных болей; бузюрк — для больных с высокой температурой; нева — при лечении женских болезней; зангуля — для лечения сердечных заболеваний; хиджаз — для лечения мочевых путей; буселик — при простреле и резких болях в спинном отделе; ушшак — при болезнях сердца, печени, малярии и болезнях желудка и так далее. Слушание музыки два раза в неделю для пациентов было совершенно бесплатным. Кроме того, на подобные концерты приходили больные из разных частей города.

Вода фонтана, стекающая на мрамор, издающая неповторимое журчание и приносящая прохладу, приятные запахи благовоний, определенная диета для больного: всё это в совокупности не имело равного лечения ни в каком другом месте. Особенно весной, когда, по наблюдению врачей, обострялись психические состояния людей, в основном по причине влюблённости. Таким образом, лечение журчанием воды, благоуханием и щебетанием птиц считалось лучшим средством от душевного недуга.

Впоследствии в этой больнице стали заниматься только душевнобольными и умалишенными. Кроме звуков воды, благовоний и музыки, успокаивающе действующих на пациентов, использовались нравоучительные беседы, применялись лекарства, которые по-прежнему выдавались бесплатно, обеспечивалось определённое питание с преобладанием блюд из птицы и, конечно же, разрешалось и рекомендовалось любоваться цветами и пейзажами из окон больницы.

Естественно, не все из подобных комплексов сохранились до наших дней. Но известно, что лечить при помощи музыкальных звуков и благовоний мусульмане начали гораздо раньше, чем в вышеописанных двух лечебницах. За сто с лишним лет до этого в Амасье существовало подобное бимархане, которое на сегодняшний день является уникальным памятником не только медицинского опыта турков, но и архитектуры времён правления Ильханидов. Построенное в 1308 г. в честь Илханлы Султана Мехмета Олджайту, это здание также было предназначено для лечения душевнобольных.

Осталась нам в наследство и другая средневековая мусульманская постройка — известная исламская здравница в Дамаске (Сирия) — Бимаристан Нур ад-Дина Зенки (Зенги). Построенное в 1154 г., заведение по современным меркам, скорее, представляло собой госпиталь, просуществовавший вплоть до XIX века. Затем это здание сделали школой для девочек, а теперь там размещен Музей арабской медицины и науки.

Известный бухарский комплекс Боло-хауз («детский водоём»), возведённый на площади Регистан в XVIII в., где, по традиции, располагались все основные общественные заведения того времени — мечети, торговые палатки, канцелярии и дворцы правителей — знаменит своей больницей (Дар аш-Шифа) с местами для больных, амбулаторией и аптекой. Здесь больные получали не только лекарство, но и диетическое питание, а будущие врачи здесь проходили курс обучения.

Традиции мусульманской медицины не забыты и в наши дни. Многие мусульманские клиники представляют собой лечебницы, соединившие в себе достижения современной медицины и моральные установления Корана. Сегодня даже в Москве мы можем найти поликлинику, в которой посетители обслуживаются по законам Шариата. Будем надеяться, что опыт первых исламских медицинских заведений получит достойное развитие в будущем.

Share.