{jathumbnail off}
До сравнительно недавнего времени деревянная мебель — столы и стулья — широко не использовались в традиционном исламском обществе. В теплом и сухом климате Северной Африки, Ближнего Востока, Индии и Центральной Азии большинство людей считали целесообразным и удобным просто сидеть на земле или на полу.
Они использовали мягкие ковры, валики и подушки. Такой метод был распространен даже среди правителей, которые сидели на возвышенном месте, скрестив ноги, на коврах и подушках.
Главной причиной отсутствия мебели в мусульманских странах были нехватка и потому высокая стоимость дерева. Этот материал, как правило, применяла в строительстве — делали двери и ставни, выстилали крыши, использовали в отделке здания или мастерили суда и лодки. При этом часто древесину использовали повторно.
Во всём мусульманском мире ремесленники ценили этот материал и потому научились использовать даже небольшие кусочки древесины. Это, в свою очередь, дало толчок появлению искусства резьбы по дереву. Так возникла машрабия — метод, где обработанные на токарном станке кусочки древесины складываются в решетку и используются как ширмы. Затем появилась инкрустация — вставки маленьких цветных кусочков в вырезанные в дереве углубления, которые в итоге образуют причудливый узор. Эти методы использовались исламскими мастерами для украшения небольших предметов мебели — коробок, сундуков, низких столиков и табуретов.
Возможно, именно потому, что это дерево было столь драгоценным материалом, мусульманские резчики использовали его для создания минбаров. Ведь этот предмет мебели необходим в каждой мечети! Он представляет из себя ступенчатую кафедру и обычно находится справа от михраба — ниши в стене, которая обращена Мекке. Именно с минбара имам читает каждую неделю пятничные проповеди.
С древнейших времён мусульманские зодчие создавали минбары именно из дерева, хотя после эпохи Средневековья они становятся каменными или кирпичными и украшаются глазурованной плиткой. Минбар в мусульманской мечети, как правило, становился венцом работы мастеров по деревообработке и наиболее красивой её частью. До наших времён сохранилось немало прекрасных деревянных минбаров, но, пожалуй, самым красивым считается средневековый минбар мечети Кутубийя в Марокко, который в настоящее время хранится во дворце Бади.
Само слово «минбар» означает сиденье на возвышенности, которое использовали судьи в доисламские времена. Это единственная общая черта современных мечетей и тех, которые существовали до ниспослания высокой миссии Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям). Другие элементы мечети — михраб и минарет — появились уже после смерти Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в 632 году. Его преемники — 4 праведных халифа сделали минбар символом власти и повелели разместить этот элемент в каждой мечети. При этом властитель города или его заместители могли использовать минбар не только для чтения пятничной проповеди, но и для обсуждения дел общины.
Самый первый минбар представлял из себя простое деревянное сиденье с тремя небольшими ступеньками, но спустя несколько столетий исламские архитекторы стали сооружать более крупные и высокие. Лестницы наверх получили арки, которые иногда закрывались ажурными дверцами, также появилось сиденье в верхней части минбара. Их покрывали деревянным навесом, особенно такая традиция распространилась в Египте, Ливане и Иране.
Правила использования и размещения минбаров были различными. Некоторые мусульмане считали, что в одном городе не должно существовать более одного минбара, расположенного в общинной мечети. Или же минбар можно сооружать лишь по пятницам, на время джума-намаза. Другие допускали наличие более чем одного минбара среди городских мечетей или позволяли оставлять эти возвышения внутри мечети в течение недели. Так, в странах Магриба (Северная Африка и Андалусия, мусульманская часть Испании, стало обычной практикой хранить минбар во встроенном стенном шкафу справа от михраба. Довольно тяжелые минбары имели колёса, чтобы без труда при необходимости служители мечети могли убрать их обратно в шкаф.
Старейший из сохранившихся минбаров в Северной Африке — в Великой мечети Кайруан в Тунисе, который был построен более тысячи лет назад, в середине IX века. Панели вырезаны из яванского тикового дерева, скорее всего, в Ираке, а затем отправлены в Северную Африку, где были собраны в резную деревянную раму. Особенность этого минбара еще и в том, что он, вероятно, никогда не имел колёс.
Самый известный минбар — в Большой Мечети Кордовы, построенный по заказу халифа аль-Хакама II из династии Омейядов в Х веке. Шесть известнейших мастеров того времени и их ученики работали в течение семи лет, чтобы закончить его. Марокканский историк Ибн Идхари в начале 14 века писал, что минбар в мечети Кордовы инкрустирован красным и желтым сандаловым деревом, а также индийским и черным деревом наряду со слоновой костью и стоит огромную сумму — 35 705 золотых динаров. Для сравнения: в то время для семьи со скромным достатком требовалось на жизнь от 20 до 30 динаров в год. Минбар в мечети Кордовы был разрушен фанатиками в 16 веке, но впоследствии археологи обнаружили фрагменты шкафа справа от бывшего михраба, где предположительно хранился минбар.
Минбар Кутубийя был создан, скорее всего, в той же мастерской, что и его известный предшественник в мечети Кордовы. Археологи недавно расшифровали надпись на его левой стороне. Она гласит, что минбар был заказан в Кордове в первый день месяца Мухаррам в 532 году по Хиджре (19 сентября 1137) для общинной мечети в Марракеше. Заказчиками выступили представители правящей династии Альморавид — султан Али ибн Юсуф и Амир ибн Юсуф Ташуфин, чьё 36-летнее правление считается наиболее яркой страницей в истории Ислама на Западе. Хотя Марракеш оставался столицей королевства Альморавидов, занимавшего территорию современных Марокко и южной Испании, Кордоба в те годы стала центром интеллектуальной, творческой и общественной жизни.
Минбар Кутубийя, который имеет размеры почти 4 метра в высоту и примерно 1 метр в ширину, состоял из легко монтируемых частей и мог быть перевезен из Испании в Марокко. Возможно, что его установили в мечети Марракеша в 1147 году, так как в это время Альморавиды проиграли сражение за город группе берберских реформистов Альмохадов. Они воспользовались слабостью Альморавидов, чтобы расширить свою власть от юга Верхних Атласских гор до Марракеша. После взятия города правитель Альмохадов уничтожил мечеть Альморавидов под предлогом неправильного расположения относительно Мекки, однако он передал красивый минбар в качестве трофея для новой мечети.
Средневековый анонимный автор сообщает, что опытным инженером из Малаги был разработан великолепный деревянный экранированный корпус для новой мечети Альмохадов, который получил название максура. Он размещался в прорези пола мечети. Когда султан входил в храм, срабатывал механизм противовеса, который формировал отдельное помещение для правителя и придворных. После ухода султана максура опускалась обратно в пол. Археологи также обнаружили фрагменты другого удивительного механизма, который автоматически открывал дверь шкафа, где хранился минбар. Каждую пятницу имам вставал и бесшумно выкатывал возвышение для проповеди. Отметим, что мусульмане Испании прославились внедрением некоторых сложных механических устройств и автоматов.
Через некоторое время было установлено, что еще одна мечеть Альмохадов неправильно ориентирована на Мекку, поэтому рядом с первой построили ещё одну мечеть. Великолепный минбар в очередной раз нашел новый приют, после чего и получил своё название Кутубийя, потому что в прошлом здание мечети окружали десятки книжных магазинов.
Однако учёные ХХ столетия думали, что минбар Кутубийя сделан для мечети в Кордове. Его неоднократно называли одним из величайших примеров средневекового исламского искусства, но мало кто из немусульман видел воочию этот минбар. Он оставался в мечети вплоть до 1960 года, когда он был передан в местный музей. Фотографии знаменитого минбара были сделаны в 1992 году в рамках подготовки к международной выставке искусств исламской Испании. Но хранители так и не согласились перевезти реликвию в музей Альгамбра в Гранаде или Метрополитен-музей в Нью-Йорке, ибо посчитали минбар слишком хрупким для подобных путешествий.
В 1996 году команда американо-марокканских реставраторов решила законсервировать минбар, чтобы иметь возможность продемонстрировать его широкой аудитории. Директор Фонда культурного наследия для Марокко, Абдельазиз Тоури, сделал серию рисунков артефакта, а также просканировал каждую деталь минбара. Одновременно ученые подготовили подходящее место для исламской реликвии в некогда разрушенном дворце Бади, где минбар стал центральным элементом нового Музея исламского искусства. Реставраторы из США провели семь месяцев в Марракеше, изучая минбар, занимаясь укреплением его структуры, восстановлением выпавших панелей и удалением многовековой пыли с его декора.
Первоначально вся поверхность минбара Кутубийя была причудливо украшена декоративной резьбой. Некоторые части этого панно имеют несколько сантиметров в поперечнике, но многие части меньше рисового зёрнышка. Аль-Мустафа Хбиби, инспектор исторических памятников Марракеша, считает, что минбар изначально состоял более чем из 1300 тысяч кусочков дерева. Если верить древним текстам, на создание минбара в Кордове у команды мастеров и их учеников ушло семь лет. То сколько же времени потребовалась исламским умельцам, чтобы сотворить и украсить минбар Кутубийя?
Реставраторы установили, что средневековые мастера при создании минбара Кутубийя в дополнение к стандартным инструментам — пилам, сверлам, долотам и стамескам — использовали тонкий лобзик с гибким зубчатым лезвием, который мог проходить в V-образную или U-образную форму. До недавних пор ученые считали, что этот инструмент был изобретен в 16-м веке в Италии. Но также очевидно, что тонкие, волнистые украшения минбара могли быть выполнены только таким инструментом — на четыре века раньше итальянских резчиков по дереву.
С другой стороны, реставраторы не смогли объяснить, как именно средневековые ремесленники создали другие аспекты украшения — крошечные сантиметровые квадратные плитки, инкрустированные еще меньшими деревянными кубиками, которые составляют декор панелей. Каждая сторона минбара Кутубийя украшена геометрическим узором из пересекающихся полос, называемых «ремень работы», которые соединяют конструкции из неправильных многоугольников различных форм: восьмиконечной звезды, удлиненных шестиугольников с треугольными выступами по длинным сторонам и Y-образной формы, шестиконечных звезд. Декор минбара выполнен из ценных материалов — африканского черного дерева, самшита и мрамора. Реставраторы установили, что породы дерева изначально даже отличались по цвету, но потемнели от времени и стали одинаково коричневыми. Яркие цвета декора указывают на тесную связь с традиционным искусством мозаики, которое в архитектуре Магриба использовалось для украшения стен.
Затейливые и тонкие цветные узоры мозаики имели повторяющиеся конструкции и мотивы. В отличие от них, в отделке минбара Кутубийя нет повторяющихся орнаментов. Некоторые панели украшены мелкой симметричной конструкцией из листьев и стеблей, которые известны как растительные арабески. В то же время на других частях минбара имеются более глубоко вырезанные, почти живые, листья, словно застывшие во времени. В его отделке явно проявляется рука очень опытных и талантливых мастеров прошлого.
Шестигранные звезды двух размеров на боках минбара образуют тонкие модуляции общего внешнего вида, что не позволяет ему выглядеть однообразным. Все вертикальные и горизонтальные полосы находятся на одной линии, но диагонали слегка расширяются и сжимаются. Общая конструкция гармонирует со ступенчатым профилем минбара. Каждая боковая панель граничит со ступенчатой лентой длинной арабской надписи. Буквы вырезаны из черного дерева и обведены тонкими полосками белой кости. Они установлены на фоне из крошечных деревянных плиток, каждая из которых инкрустирована крошечными деревянными блоками. Эти надписи содержат цитаты из Корана: строки сур «аль-Бакара» и «аль-Араф».
Лучшим украшением можно считать спинку минбара, который первоначально имел сложную конструкцию и был украшен изящной резьбой. Он представлял из себя пересекающиеся заостренные арки, которые напоминали максура вокруг михраба в общинной мечети Кордовы. Хотя традиционно имамы не поднимались на самый верх минбара в знак уважения к Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям), оформление этой части возвышения пострадала больше всего. Можно лишь догадываться о его былой красоте по сохранившимся фрагментам.
Реставраторы обнаружили следы сусального золота на некоторых участках спинки минбара и предположили, что эти области были покрыты драгоценными панелями — возможно, похожими на украшения минбара в мечети Альмохадов. Неизвестна точная дата завершения работы, вероятно, начало 1140 годов.
В отличие от многих замечательных примеров средневекового исламского искусства, которые остались незамеченными среди современников, уже в те времена минбар Кутубийя считался шедевром. Проповедник Ибн Марзук в 14-м веке писал, что «все мастера согласны — минбар мечети Кордовы и минбар мечети в Марракеше являются самыми совершенными, ибо для искусства Востока не характерно иметь предметы мебели, украшенные изысканными элементами из дерева».
В отличие от оформления минбара Кутубийя, мастера в центральных исламских землях от Египта до Ирана украшали плоские поверхности крупными узорами, которые словно лучи расходились от центра «звезды». Эти переплетения создавали бесчисленное количество разнообразных форм и пытались поразить эстетические чувства зрителей соединением, казалось бы, разрозненных элементов в логические модели. Эти различия техники, дизайна и вкуса объясняют, почему Ибн Марзук назвал минбар Кутубийя необычным для Востока.
Минбар Кутубийя служит одним из лучших образцов средневекового исламского искусства на Западе. Тонкие контрасты между техникой резьбы и инкрустации, текстуры гладких и узорчатых поверхностей, геометрический и растительный орнамент, цветное дерево и монохромность — отличительные черты этого минбара. Взгляд с расстояния формирует целостную картину, при приближении к которой можно рассмотреть отдельные великолепно выполненные элементы. Всё это — удивительное произведение исламского искусства под названием минбар Кутубийя.