Слово «джинн» имеет значение «прикрывать, оставаться втайне» и является собственным именем, образованным из корня «джанн». Эти существа названы джиннами потому, что сущность их скрыта и неведома людьми.
Терминологическое значение слова: «Живые существа, которых невозможно ощутить органами чувств. Они так же, как люди, имеют разум и волю, обязаны подчиняться повелениям Аллаха и делятся на верующих и кяфиров».
Священный Коран исправил ранее бытовавшее мнение о джиннах. В доисламский период арабы и другие народы считали, что ангелы, джинны и шайтаны обладают полубожественными свойствами. Поэтому, чтобы оградить себя от их козней, люди эпохи джахилии совершали жертвоприношения и поклонялись им. В Коране подчёркивается, что они, как и люди, обладают разумом, мышлением и волей, несут ответственность перед Аллахом и сотворены для поклонения Ему. Всевышний отправлял пророков к джиннам: часть из них уверовали, а некоторые так и остались кяфирами.
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) передавал божественные повеления всем творениям Всевышнего. Аббас (радыяллаху анху) говорил: «Всемогущий Аллах отправил Мухаммада посланником ко всем джиннам и людям» (Дарими, «Мукаддима», 8 / 47; Хаким, 381 / 3335).
Джабир бин Абдуллах (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды после похода мы добрались до садов племени Бани Наджар и заметили там заметили верблюда. Но животное никого не подпускало к себе. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) вошёл в сад и позвал к себе верблюда. Он тут же пришёл и опустился на колени. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) попросил принести удила, накинул узду и передал владельцу. Пророк (салляллаху алейхи вас саллям) пояснил: «Все существа, находящиеся между землёй и небом, за исключением грешников, джиннов и людей, знают, что я — Посланник Аллаха» (Ахмад, 3/310).
Порой джинны обладают большей силой по сравнению с людьми. Например, за короткий промежуток времени они преодолевают дальние расстояния и способны быть невидимыми. Им знакомы неведомые людям факты, но «гайб» (скрытой) не знают и они, а также не могут слышать разговоры ангелов на небесах. Джинны заключают браки и размножаются. Некоторые из них служили в армии пророка Сулеймана, работали на строительстве дворцов, изготавливали большие казаны и рисовали картины. В Коране о них сказано: «О, сыны Адама! Да не совратит вас шайтан, подобно тому как он [совратил и] изгнал из рая ваших родителей, лишив их одежд, чтобы представить им воочию их срамные части. Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите. Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями неверующих» (Сура «аль-А`раф», 7 / 27).
Некоторые сведения о джиннах есть и в хадисах. Например, что рядом с каждым человеком находится джинн, который пытается внести сумятицу в мысли мусульманина. Но они теряют свою силу в тех местах, где читают Коран. Существуют джинны, которые пытаются подслушать вести с небес и, невзирая на правдивый или ложный характер, донести до колдунов или гадалок. Это те самые плохие джинны, о которых сказано в Коране: «И вот назначили Мы каждому пророку врагов-шайтанов — из числа людей и джиннов. Одни из них обращаются к другим с красивыми речами, обольщая [друг друга]. Если бы Господь твой захотел, они не стали бы так поступать. Так отвернись от них и не слушай их измышлений» (Сура «аль-А`нам», 6 / 112).
Известно, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) беседовал с джиннами и даже как-то раз схватил одного из них, который пытался испортить ему намаз. Вначале Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) хотел проучить его, но затем передумал и отпустил. Согласно другому сообщению, однажды ночью Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) встретился с группой джиннов и прочитал им Коран. На рассвете он рассказал об этом сахабам и показал угли костров, которые разжигали джинны (Бухари, «Манакибуль ансар», 132; «Салят», 75; «Азан», 105; «Тафсир», 72 / 1—2; «Таухид», 7; Муслим, «Зухд», 60; «Салят», 149, 150, 260; «Зикр», 67; «Масаджид», 39; Тирмизи, «Тафсир», 47; Ахмад, 6 / 153, 168).
Хотя джинны не ведают о скрытом, но благодаря долгой жизни и умению быстро передвигаться могут знать некоторые вещи, о которых неведомо людям. Из аятов Корана следует, что джинны — это существа, которые едят и пьют, женятся и размножаются, умирают и даже входят в контакт с людьми. В источниках сообщается, что джинны могут принимать разные обличья и живут в различных частях нашей планеты: в горных местностях, в развалинах, в морях, в пустынях и на кладбищах.