Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) стремился укрепить мирные отношения на Аравийском полуострове в эпоху возникновения Ислама. Тот исторический период был известен многочисленными войнами, вооруженными столкновениями и братоубийствами. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) принял несколько мирных договоров, которые привели к стабилизации отношений между племенами в регионе.
В первые годы жизни в Медине он подготовил соглашение, по которому население города, включая и немусульман, рассматривалось как единая община. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объединил некогда раздробленные племена и призвал их к мирному сосуществованию. Этот договор по сути стал первой конституцией Мединского государства, где было четко обозначено юридическое, политическое, гуманитарное, экономическое и военное устройство региона.
Также Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) понимал, что вновь созданное государство оказалось в окружении идолопоклонников. Поэтому он заключил дружеские отношения с племенами мужлидж, гифар и джухайна, призвав их к добрососедству. Это, в свою очередь, поспособствовало развитию торговли и процветания Медины.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) был сторонником мирного решения всех дел, предпочитая отправлять парламентариев для решения вопросов, а не прибегать к помощи оружия. Также он постоянно демонстрировал открытость для мирных предложений, исходящих от многобожников, и заключал с ними соглашения. Он был готов даже изменить маршрут своего путешествия и личные планы, чтобы подписать договор и тем самым сохранить мир.
Все достигнутые соглашения подписывались на территории племени, с которым они заключались, либо в самой Медине — в присутствии специально отправленной делегации. До подписания договоров все условия предварительно обсуждались сторонами, и, по достижении согласия сторон по всем пунктам начиналась стадия письменного оформления. Также пункты, которые нуждались в изменениях, редактировались обеими сторонами.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) всегда оставался верен условиям договоров, которые он заключал с многобожниками. В итоге он превратил Медину в безопасный город. Примечательно, что коллективная оборона государства обеспечивалась мусульманами, иудеями и многобожниками. Таким образом, Медина стал воплощением единения и солидарности против внешних сил.
При установлении добрососедских отношений Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда акцентировался на взаимопомощи. Заключенные договоры гарантировали возможность безопасного передвижения через все территории в торговых или военных целях. К тому же, эти соглашения привели к ослаблению власти курайшитов и исчезновению языческих верований. В итоге в 6-м году по Хиджре мекканские многобожники сели за стол переговоров в Худайбийе.
Благодаря достигнутым договоренностям на Аравийском полуострове воцарился мир, остались в прошлом обычаи джахилии, были предотвращены многочисленные нападения племен друг на друга. Так Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обеспечил сближение и дружбу людей, а также продемонстрировал красоту и миролюбие Ислама.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)