В известном хадисе, который наверняка слышал каждый из нас, Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто верует в Аллаха и в Судный День, будет говорить только хорошее или хранить молчание» (Бухари; Муслим).
В оригинале этот хадис наполнен глубокими смыслами. Во-первых, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) использовал арабское слово «лаам аль-амр», которое имеет значение повелительного наклонения. Он не просто советовал мусульманам хранить молчание или говорить лишь хорошее, это было во многом повелением поступать именно таким образом.
Во-вторых, сам выбор слов достоин уважения. В хадисе употребляется арабский глагол «ли-ясмут», означающий «говорить о хорошем». В другой передаче этого же хадиса используется форма «говорить хорошо» или «ли-яскут». Арабское слово «ясмут» происходит от корня «самт», а «яскут» — от корня «сукут». Оба они переводятся как молчание, однако в чем разница между ними, и какое значение наиболее сильное?
Очень часто эти слова используюся как взаимозаменяющие, но есть выраженная разница между основами «самт» и «сукут». Первое используется в случае, если кто-то хранит молчание и при этом имеет способность говорить; по сути, человек сделал свой выбор — и не проронил ни слова. «Самт» говорят о тех, кто физически не может говорить, то есть нем. Этот тип молчания не является добровольным для людей.
В первой передаче хадиса Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) употребил слово «самт». Он отметил, что мы должны говорить хорошее. Однако если нам нечего сказать о хорошем, то мы должны быть подобными тем, кто не может говорить, тем, для кого тишина стала единственным выбором. Сколько людей среди нас способны на такое?
Имам Шафии отмечает, что смысл хадиса заключается в следующем: если человек испытывает желание сказать что-либо, то он должен говорить только о хорошем. Однако если ему очевидно, что его речь может ранить другого, он должен воздержаться от произношения этих слов.
Шейх ибн Усаймин обращает внимание на преимущества хадиса: «Молчание является обязательным, исключение составляет лишь речь высоконравственного человека». Он также выделяет три типа высказываний:
— хайр (хорошее); такая речь, о которой говорится в хадисе.
— шарр (злое); это запрещенный тип речи, который присущ недобрым людям или шайтану.
— лякв (пустое); этот тип речи нельзя отнести ни к дозволенной, ни к запрещенной. Нельзя сказать, что она недопустима, однако лучше воздержаться от нее и хранить молчание.
Также хорошо известна давняя мудрость: «Если речь – это серебро, то молчание подобно золоту».
Из этого хадиса мы можем сделать вывод о том, как важно держать язык за зубами и остерегаться нечистых речей. Однажды Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал Муазу (радыяллаху анху): «Разве я тебе не говорил сдерживать это?» и указал на язык.
Сахаб спросил: «Разве мы будем отвечать в Судный День за то, что говорили?»
И услышал в ответ: «Разве есть что-либо более сильное, что повергает людей в огонь ада, кроме их языком и жестов?» (Тирмизи, «Сахих»).
Поэтому Ислам призывает всех мусульман быть внимательными и говорить лишь тогда, когда ваши слова хороши. Так будет лучше для вашего имана, защиты вашего языка и укрепит дружеские связи между сестрами и братьями по вере.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)