Мозаика проникла в мусульманское искусство в первые века по Хиджре. В значительной степени она была вдохновлена римскими и византийскими традициями и образцами, адаптировавшись к вкусу мусульманских заказчиков. Купол Скалы в Иерусалиме является первым исламским памятником, где присутствует мозаика.
Но это типично римско-византийское искусство не пережило падения Омейядов. Аббасиды, как правило, игнорировали античные традиции и предпочитали ближневосточные. В Кордовском халифате мозаика возродилась, в дальнейшем короткое оживление произошло в эпоху мамлюков.
Самым старым видом мозаики является напольная. Византийские церкви, использовавшиеся в эпоху Омейядов как мечети, имели мозаичные полы. В мусульманском мире такие полы делали только в светских зданиях. Так называемые «пустынные замки» были первыми образцами исламской архитектуры, которая может похвастаться мощеными полами. Можно привести множество примеров – от бань в Кусейр-Амре (Иордания) до Ксар аль-Кастала (Иордания), где в ходе археологических раскопок была найдена мозаика с изображением животных.
Следует отметить незаконченный дворцовый комплекс в Хирбат аль-Мафджар в Палестине, где весь пол бань покрыт десятками мозаичных панно. Самое известное из них изображает дерево, с одной стороны которого показаны две газели, а с другой – готовящийся напасть лев. Мозаичный пол в Хирбат-аль-Минья (Палестина) содержит единственный известный пример надписи Корана на поверхности такого типа.
Большинство используемых узоров и стилей являются хорошо известными старыми местными, но можно наблюдать сложные мотивы, предопределяющие появление арабесок. Наличие фигур животных или людей в мозаике таких строений, как Каср аль-Халлабат (Иордания), показывает, что запрет на изображение живых существ в Исламе мастера применяли не всегда.
Если все напольные мозаики были найдены в светских строениях, настенные мозаики были обнаружены в зданиях религиозных. Существует четыре примера отделки стен тессером (мозаичными элементами из стекла, золота, серебра, твердого камня и т.д.): Купол Скалы в Иерусалиме (691 г.), Великая мечеть Омейядов в Дамаске (705–715 гг.), Большая мечеть Кордовы (785 – 987) и мавзолей султана Бейбарса в Дамаске (1277).
Купол Скалы, построенный халифом Абд аль-Маликом, является первым монументальным зданием мусульманского мира. Восьмиугольное строение, в интерьере которого явно прослеживается византийское и сасанидсткое влияние, полностью покрыто золотой мозаикой. Великая мечеть Дамаска была построена халифом Аль-Валидом I на месте бывшей базилики Святого Иоанна Крестителя. Первоначально двор и внутренняя часть молитвенного зала были покрыты золотом и серебром, но после нескольких пожаров эти украшения исчезли.
Андалусия дала миру новый пример настенной мозаики в Великой мечети Кордовы. Михраб и центральный купол этого храма, а также пространство вокруг него были украшены мозаичной плиткой с золотым фоном. Вероятно, они были изготовлены под руководством византийских мастеров. Как и в Куполе Скалы, преобладают стилизованные растительные узоры и аяты Корана, наряду с этим упоминается имя Аль-Хакама II (961). Мавзолей мамлюкского султана Бейбарса, построенный в Дамаске в 1277 году, представляет собой последнее использование золотой мозаикой, отдавая дань прошлой славе империи Омейядов.
В XIII веке мозаика полностью исчезла на Ближнем Востоке — регионе, где она впервые стала использоваться в исламском мире.