В мечети молится старик. Из глаз его текут слёзы. Кажется, что-то беспокоит его, и он горячо обращается к Аллаху. В это время в молельный зал забежал юркий 3-летний мальчик, мама которого прошла в женскую половину. От вида просторного зала малыш возбужденно вскрикнул и подбежал к окну, ненароком задев старика. Молодая мама стала полушёпотом подзывать сыночка, не решаясь пройти в мужскую половину. Но малышу больше понравилось бегать по огромному залу, полы которого устланы мягкими коврами.
Трепет и мысли молящегося были нарушены. Пожилой мусульманин, быстро завершив молитву, подошёл к маме мальчика и спросил:
— Дочка, скажи, пожалуйста, зачем ты привела этого ребенка в мечеть?
— Ну как, — ответила женщина, — мы, хвала Всевышнему, мусульмане и хотим, чтобы наш ребёнок привыкал к мечети с детства. Разве это плохо?
— Ах, дочка — вздохнул старик, — ты привела ещё совсем малое дитя, желая лишь, чтобы он привыкал к мечети, забавляясь в ней. А я уже, как видишь, очень стар и не знаю, сколько мне осталось жить. Сегодня я, как никогда, испытал искренность и решил прийти в мечеть, чтобы получить надежду на своё прощение за те годы, которые провёл в беспечности. Я так многое хотел сказать своему Господу…
Дед, не имея сил дальше что-то говорить, махнув рукой, вышел из мечети…
Эта история подтолкнула к размышлениям о детях в мечети. Многие родители наверняка сталкивались или сталкиваются с этим вопросом, о котором мнения верующих весьма противоположны.
Одни приводят известные хадисы о внуках Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), игравших в мечети, и о том, что он укорачивал намазы из жалости к матери плачущего ребёнка. Другие придерживаются строгих правил, основываясь на изначальной цели мечети как места, воздвигнутого именно для поклонения. Третьи же руководствуются эмоциями и личными переживаниями, основанными на желании и важности прививания детям с раннего возраста любви к дому Всевышнего, колеблясь между мнениями первых и вторых.
Очевидно, что каждая из сторон в своей сути и намерениях права: дом Аллаха действительно является местом для поклонения, а детей необходимо сближать со всем, что связано с главной целью нашего существования. Но также очевидно и то, что каждая сторона желает принципиально отстоять свою позицию, руководствуясь теми или иными доводами. Они никак не могут прийти к компромиссу, а это становится одной большой проблемой в виде разделения и противостояния.
Однако почему-то мало кто вспоминает такую прекрасную вещь как адаб. Ведь адаб — это те нормы поведения, которые были сформированы много веков назад, ещё в самом начале распространения Ислама, и успешно соблюдавшихся мусульманами.
Благодаря им верующие уже с детства знали, где, с кем и как себя вести. Адаб — это воспитание в человеке тех качеств и модели поведения, которые и являются компромиссом для всего мусульманского общества. Адабы, прежде всего, несут духовную ценность. Они должны способствовать поддержанию в сердце верующего трепета и связи с Творцом.
Мечеть — от арабского слова «масджид», что означает «место для суджуда». Из этого следует, что мечеть в первую очередь предназначена для поклонения и ничто не должно нарушать эту святость. В Коране сказано: «[Такой светильник] — в храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам, и по вечерам мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закат, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза,чтобы Аллах воздал за лучшее, что они вершили, и чтобы Он умножил им от Своих щедрот. Ведь Аллах воздает без счёта тому, кому захочет» (Сура «ан-Нур», 24 / 36-38).
Основная проблема пребывания детей в мечети заключается в том, что они часто мешают сосредоточиться молящимся. Известно, что канонически детям посещать мечеть не запрещено. Этим доводом руководствуется одна из сторон, как бы говоря: «Мне всё равно, что вам мешает мой ребёнок, вы не можете возмущаться, ведь в хадисах приводится так-то и так-то. И вообще, это же дети, терпите!»
В итоге такая позиция разом нарушает все остальные важные основы: уважение к духовности, к ценности молитвы прихожан, нарушение особой атмосферы, которой они пришли зарядиться — восполнить свою духовную сердцевину, которая часто расщепляется ежедневными мирскими хлопотами. И понятно, что у большинства совсем нет желания терпеть крики и игры чужих детей.
Такие неприятные мысли совершенно естественно возникают в головах многих верующих. Кто-то действительно терпит, а кто-то высказывает раздражение, и складывается неприятная ситуация. Чтобы не происходили среди мусульман подобные конфликты, очень важно соблюдать адабы.
Случаи с детьми, приводимые в хадисах, не являются побуждающим примером. Это лишь единичные случаи, из которых нужно делать правильный вывод. Есть правила, а есть исключения. Например, известно, как раздражает чей-то внезапно зазвонивший телефон во время намаза или проповеди, потому что кто-то забыл его выключить. Забывчивость — простительное исключение. Но правилом и этикой считается его намеренное выключение.
Если вдруг во время молитвы в зал случайно забежит чей-то ребёнок, одной стороне следует отнестись к этому с пониманием, а другой стороне нельзя намеренно пускать детей гулять среди молящихся. Понимание этой разницы и формирует правильное представление о ситуации. Каждый верующий со своей стороны должен быть воспитанным и ответственным!
Неправильно приводить в мечеть на молитву совсем маленьких детей, которые ещё не понимают, что можно, а что нельзя. Трудно понять, чем руководствуются женщины, приходящие в мечеть с малышами, говоря, что их не с кем оставить. Особенно на таравих или джума-намазы, когда мечети переполнены. Возможно хадисом, в котором говорится «Не запрещайте женщинам посещать дома Аллаха»?
Хорошо, но что будет, если мамы малышей адекватно оценят ситуацию и на время обуздают своё желание пойти в мечеть, сказав себе, что это пока не совсем уместно? Это будет их похвальной воспитанностью — адабом и даже больше соответствовать образу мусульманской женщины. Ведь Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о достоинстве чтения женщиной молитвы в отдалённой комнате её дома, нежели в мечети. Сопоставив эти хадисы, можно увидеть разные стороны жизни, ситуации. Исходя из них, и нужно выстраивать тот самый адаб, учащий мусульман уместному поведению.
У всего в этом мире есть своё место и время. Не нужно опасаться того, что ребёнок, не ходящий в мечеть с пелёнок, позже не сможет привыкнуть к ней. Ведь это совсем не вопрос привычки, а вопрос духовности, искренности и вероубеждения. Прививайте детям адабы, учите нравственности, религии дома, в семье до определённого возраста. Когда же вы почувствуете их готовность и ответственность за своё поведение, можно будет начать вливать их во взрослое общество, где они покажут похвальные плоды вашего безупречного воспитания.
Айна Замаева