facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Можно ли лечиться запретными средствами?

0

Человек был сотворен на земле как самое совершенное создание и наделен большими преимуществами. Как закономерное следствие этого, у него есть и определенные обязанности. Однако, подобно другим живым существам, человеческое тело также подчинено созданному Аллахом на земле естественному и врожденному порядку. Как все создания, в силу различных природных или земных причин, человек тоже болеет, получает увечья и умирает. Болезнь – это состояние, которое нарушает телесное или душевное здоровье людей.

Лечение означает обращение к различным материальным и духовным средствам для исправления этого состояния, то есть, для обретения больным его прежнего здоровья. Мусульманская религия, с одной стороны, считает болезнь и увечья своего рода испытаниями и советует относиться к ним с терпением и выдержкой, с другой – повелевает бороться с ними и обращаться к необходимым для этого путям исцеления. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах послал и напасть, и средство от нее, каждая болезнь имеет свое исцеление. Лечитесь, только не пользуйтесь при этом запретными средствами»  (Абу Давуд, «Тыбб», 11).

Под запретными средствами, в первую очередь, подразумевается продукция, сделанная из свинины, а также содержащая спирт или наркотические вещества. В богословских книгах под спиртосодержащими лекарствами имеется в виду использование для лечения вина или похожих на него опьяняющих напитков. Однако в настоящее время существуют наркотические средства в виде порошков, таблеток или инъекций. Эти препараты, так же, как и алкоголь, могут использоваться и для лечения, и для получения удовольствия. Подобным образом, сегодня сотни видов продукции с содержанием свинины используются в различных сферах, в том числе, и в медицине. Возможность использования в настоящее время некоторых медицинских процедур и методов лечения оценивается с точки зрения содержания в них запретных средств. В классическом фикхе (исламском правоведении) существует три различных подхода к лечению путем приема внутрь запретных продуктов:

1. По мнению мазхаба ханбали и некоторых ученых, запретными средствами лечиться нельзя. Сторонники таких взглядов не считают болезнь необходимостью, делающую запреты дозволенными, и не оценивают данную ситуацию также, как вынужденное употребление голодающими людьми мяса запретного животного. По их мнению, человек в состоянии голода для удовлетворения своих естественных потребностей не может найти ничего, кроме запретных продуктов. Однако в случае с болезнью дело обстоит иначе, потому что для исцеления еда и питье не являются единственными лечебными средствами, существует масса других лекарств. Сторонники этого мнения в качестве доказательств приводят множество хадисов о запрете лечения вином (спиртом) и о том, что оно является не лекарством, а болезнью.

2.  Алимы захиритского толка (которые опираются на внешнее, буквальное понимание Корана и Сунны) считают употребление внутрь запрещенных средств в качестве лекарств допустимым. Ведущий ученый этого направления, Ибн Хазм, раскрывает эту тему следующим образом: «Вино не возбраняется для попавших в стесненные и вынужденные обстоятельства. К тому, кто пьет спиртное для утоления жажды, исцеления или дабы не задохнуться, наказание применяться не будет .Потому что лечение – одно из состояний вынужденной необходимости. А необходимость делает запретные вещи дозволенными». Ибн Хазм также изучил хадисы, на которые ссылаются его противники. Часть хадисов он посчитал неубедительными, остальные трактовал в свете своего мнения.

3. Большинство мусульманских ученых, среди которых ханафиты и шафииты, допускает лечение запрещенными средствами при соблюдении определенных условий. В рамках этого мнения каждая группа предлагает свои условия для дозволенности запретных средств. Наряду с этим, основной подход разделяющих такую точку зрения выглядит так: чтобы  лечиться запрещенным средством, необходимо быть твердо уверенным в том, что оно принесет исцеление или хотя бы поспособствует существенному улучшению состояния больного. Если неизвестно точно или хотя бы близко к этому, принесет ли запретное средство желаемое исцеление, то употреблять его нельзя.

Лекарства, как и продукты питания, являются жизненной потребностью. Человек вынужденно может лечиться запретными средствами. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), запретив мужчинам носить шелковую одежду, все же дал на нее разрешение некоторым своим ученикам-сахабам по причине наличия у них кожных заболеваний. Хадисы, подтверждающие запреты, относятся к рядовым случаям, для которых есть дозволенные лекарства. Если нет возможности вылечиться такими медикаментами, то обеспечивающий излечение препарат переходит в разряд разрешенных и не подпадает под действие вышеупомянутых хадисов.

Из этих мнений по поводу лечения запретными средствами можно сделать следующие выводы:

1. Мусульманские ученые достигли единых взглядов в данном вопросе. Если профессиональный врач подтвердит, что от опасного для жизни заболевания можно вылечиться только медикаментом с содержанием запретных компонентов, альтернативы которому не существует, лечение этим средством дозволено.

2. В ситуациях, не угрожающих жизни, часть ученых считает недозволенным лечиться запретными лекарствами, а большинство позволяет это с оговорками. Два основных условия для разрешения – отсутствие альтернативного лечебного средства из дозволенных, а также диагноз и соответствующая рекомендация, сделанная профессиональным врачом.

Share.