В Исламе долг называется карз. Это предоставление денег или других материальных ценностей кому-либо на время с условием возврата без увеличения суммы. Согласно нормам шариата, это разрешённое и богоугодное деяние. Об этом свидетельствуют аяты Корана, хадисы и алимы-правоведы. Благотворительность и садака (милостыня) также считаются карзом Аллаху.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Его вознаграждение за данные в долг средства больше, чем за садака. Однажды он увидел надпись на воротах Рая: «Садака вознаграждается в десятикратном размере, карз — в восемнадцатикратном» и попросил Джабраила (алейхиссаллям) объяснить. Ангел ответил: «Человек может просить что-либо, даже имея, а одалживает лишь в случае крайней нужды».
Мусульманам дозволено просить в долг (мубах), а давать — желательно (мандуб). Но если кредитор точно знает, что средства берутся не на благие цели (азартные игры, спиртное), то одалживать — недопустимо (харам). Нежелательно занимать, заранее зная, что не получится вернуть ссуду (макрух). В то же время следует одолжить деньги для пропитания семьи, если просящий не может получить средства другим путём (ваджиб).
Необходимо оговаривать предоставление кредита. Дающему в долг следует сказать: «Я даю тебе карз», а берущему: «Я принял». Молчаливая передача и приём средств недостаточны, а заключение договора защищает стороны от разногласий в будущем. Желательно также, чтобы при передаче денег присутствовали свидетели или же сделка заверялась у нотариуса. Иными словами, приветствуются любые действия, повышающие ответственность должника и кредитора, чтобы исключить в дальнейшем конфликты.
Занимающий должен быть человеком зрелым, умным, умеренным в делах и хозяйстве. Нельзя брать и давать карз несовершеннолетнему и слабоумному. Предоставление кредита должно быть сугубо добровольным поступком обоих сторон, карз по принуждению недопустим.
Можно давать и получать деньги в долг, урожай, скот, недвижимость и другое имущество — те ценности, которые получается оценить и измерить. Карз должен быть определён по весу, объёму, количеству или по другим параметрам. Это необходимо для точного возврата долга.
Если кредитор потребует имущество обратно, в то время как должник использовал его, то необходимо вернуть эквивалент. Мусульманин может попросить выплатить займ в любое время, вне зависимости, устанавливался ли срок карза или нет.
Ростовщичество недопустимо для мусульманина. Запрещены любые условия, в несущие выгоду кредитору, например, возврат денег с процентами или же товар лучшего качества. Карз подразумевает только помощь одалживающему. Шариат допускает возврат займа с учётом инфляции, но нужно уточнить, как будет определяться стоимость карза на момент возврата.
Мусульманин может в качестве признательности преподнести кредитору подарок, но только после полного погашения займа. Желательно (сунна) отблагодарить того, кто сделал добро, поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Старайтесь выплачивать свои долги красиво».
Карз необходимо возвращать своевременно. Затягивание с выплатой займа считается угнетением (зульм). В одном из хадисов сказано, что в Судный День могут быть прощены грехи человека, но не долги. За карз спросят даже с павших в сражении (шахидов), которым Аллах простил все проступки. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) напутствовал мусульман, отправлявшихся на войну, первым делом вернуть долги.
Если человек не в состоянии возвратить ссуду, то мусульманину желательно простить его. Такой поступок является богоугодным деянием.