Разный достаток людей зачастую становится экзаменом, в котором заключено много мудрости. И богатство, и бедность — удел от Всевышнего, поэтому нельзя считать первое достоинством, а второе — унижением. Неравенство происходит по Предопределению Аллаха.
В Коране сказано: «Мы разделили среди них пропитание в жизни ближней и возвысили одних людей степенями над другими, чтобы одни из них брали других в услужение. И Милость Господа твоего лучше» (Сура «аз-Зухруф», 43 / 32).
Для установления в обществе справедливости мусульманам вменяется в обязанность давать закят. Это обязательный минимум, который необходимо передать нуждающимся, это долг имущих перед неимущими. В Коране слово «закят» упоминается вместе со словом «намаз» 27 раз. Если намаз — это поклонение душой и телом, то закят — это служение Аллаху имуществом. Эти два вида поклонений нельзя разделить: нельзя выполнять одно без другого. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Нет пользы от намаза тому, кто совершает его, но не выплачивает закят» (Мунави, «Кунузу-ль Хакаик», стр. 143).
В другом хадисе сказано: «Выплачивая закят, ты отдаёшь бедным из своего имущества то, что принадлежит им по праву» (Тирмизи).
В аяте говорится: «Есть ли воздаяние за добро, кроме добра?» Эти строки подчёркивают, что закят открывает ворота милости и преграждает путь злу. Пользу можно найти как в богатстве, так и в бедности. Если человек живёт на пути Всевышнего и ради Него, то не будет ему вреда ни от чего. В обоих случаях он найдёт для себя источник благ. Истинно богат тот, кто имеет в сердце смирение, умение благодарить и уповать на Аллаха. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обращался в молитве: «О, мой Господь! Прибегаю к Тебе от фитны богатства и бедности!» (Муслим, «Зикр», 49).
Каждый мусульманин, желающий достичь вершин нравственности и удостоиться милости Всевышнего, должен делиться имеющимися благами с нуждающимися. Он должен стремиться достичь довольства Создателя, принося пользу другим. Выплата закята — это выражение благодарности, в ответ на которую Аллах увеличивает Свои дары. В Коране говорится: «Если вы будете благодарны, Я умножу вам (милости)» (Сура «Ибрахим», 14 / 7).
Известно, что в период правления халифа Умара бин Абдульазиза его наместники столкнулись с ситуацией, когда бедных уже не осталось. В эти времена каждый состоятельный человек исправно платил закят, а Умар бин Абдульазиз считается лучшим владыкой после правления четырёх праведных халифов. Если в наши времена все станут выплачивать закят, тогда на земле не останется ни одного нуждающегося!
Как-то раз богач пришёл к праведнику Шибли и сказал:
— Учитель! Я побывал у многих алимов, просил их посчитать то количество закята, которое я должен выплатить. В этом году я решил прийти и к вам.
— Боюсь, что мои подсчёты не очень подойдут тебе, — улыбнулся мудрец. Богатого эти слова немного задели.
— Извольте! Вы только скажите, что и сколько нужно дать, и я сделаю в точности как нужно.
— Тогда хорошо. Раз ты настаиваешь, я попробую. Только скажи мне, по каким расценкам ты бы хотел, чтобы я произвёл расчёты?
— Как же это? — изумился богач. — Разве существуют расценки для закята?
— Конечно, — вмиг посерьёзнел Шибли. — Например, это способ выплаты закята благочестивым Абу Бакром (радыяллаху анху). Вот что. Наверное, вычисление суммы твоего закята я проведу, следуя именно его примеру. Скажи мне, сколько у тебя есть денег?
Богач не без удовольствия выдержал паузу. Потом таинственно назвал размер суммы. Праведник Шибли дал ему совет:
— Тогда возьми эти 300 тысяч, займи ещё у кого-нибудь пять тысяч и раздай тем, кто остро нуждается в помощи: сиротам, старикам, больным.
Как известно, Абу Бакр (радыяллаху анху) считался одним из самых богатых людей своего времени. Он принял Ислам и стал тратить своё имущество на нужды мусульман, поддерживая верующих в самое трудное для них время. С той поры Абу Бакр (радыяллаху анху) прославился своим благочестием. Он был строгим и добрым, правдивым, верным, преданным и щедрым.
Однажды случилось так, что у Абу Бакра (радыяллаху анху) не осталось ничего, и голод пришёл в его дом. В тот день к нему в дверь постучал один человек и попросил о помощи. Абу Бакр (радыяллаху анху) выслушал его, велел немного подождать, а сам направился к соседу и взял денег в долг. Затем он передал монеты бедняку. Его дочь Асма (радыяллаху анха) была потрясена таким поступком:
— О, отец, ты мог бы отказать этому человеку, рассказав правду о своём положении.
— Я не сказал ничего ложного. Я — молчал. Но этот бедняк пришёл сюда с надеждой. Мне так не хотелось, чтобы его чаяния не оправдались. Пусть Всевышний даст нам баракат!
Известен и другой способ выплаты закята. Супруга Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Зайнаб бин Джахш (радыяллаху анха) владела небольшой мастерской по выделке кожи. Но все заработанные деньги она отдавала бедным. Однажды при правлении халифа Умара (радыяллаху анху) ей были выделены государственные средства. Но это пособие Зайнаб бин Джахш (радыяллаху анха) приняла лишь единожды и сразу же отдала его на благотворительность. Правитель узнал об этом и отправил ей дополнительные 1000 дирхемов. Но и эти деньги она снова пожертвовала нуждающимся. Потому Умар (радыяллаху анху) называл её великой сподвижницей, щедрости которой не было предела.
Сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Абдуллах бин Умар (радыяллаху анху) взял себе за правило не садиться за стол, если его трапезу не разделит кто-то из нуждающихся или сирот. Домашние, зная об этом, приглашали таких людей. Но однажды никто не пришёл под предлогом того, что все уже были сыты. Узнав об этом, сподвижник Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) произнёс: «Понятно. Сегодня мне придётся лечь голодным». Так он и сделал.
Таких примеров множество. Каждый мусульманин может выбрать подходящий для себя способ выплаты закята. Главное, чтобы были трудолюбивые руки, светлая голова и щедрое сердце — основной источник богатства.
Приведённые случаи нужно понимать правильно. Из этих историй не следует, что каждый мусульманин может исчислять закят так, как сочтёт нужным. Для этого есть единые строгие правила и формулы. А то, что раздают сверх закята, — это садака, добровольные пожертвования. Обязательства закята таковы:
— Дающий закят должен быть свободным, достигшим совершеннолетия и дееспособным.
— Имущество выплачивающего закят должно превышать размер нисаба после выплаты всех долгов и покрытия жизненно необходимых расходов.
— Средства, принадлежащие мусульманину, выплачивающему закят, должны быть как официально, так и реально избыточными.
— Имущество должно пробыть в собственности не менее одного лунного года (354 дня).
— Имущество, с которого выплачивается закят, должно принадлежать выплачивающему в полной мере.
В Коране сказано: «Милостыня [закят] предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается [сбором и раздачей]; чьи сердца хотят завоевать [муалляфату кулюб]; на выкуп [для освобождения] рабов; [несостоятельным] должникам; находящимся на пути Аллаха; путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (Сура «ат-Тауба», 9 / 60).
Согласно этому аяту определены восемь групп людей, которым выплачивается закят:
- Бедные (фукара). Те, которые с точки зрения шариата не считаются обеспеченными, то есть их имущество меньше нисаба. Даже если они способны заработать сами, им всё равно можно давать закят.
- Неимущие (масакин). Бедные настолько, что не находят пропитания даже на день.
- Те, кто занят сбором и раздачей закята.
- Те, чьи сердца надо расположить к Исламу (муалляфату кулюб).
- Рабы (в наше время этой категории уже не существует).
- Должники. Те, чьи долги превышают стоимость их имущества.
- Находящиеся на пути Аллаха. Те, кто сражается за веру; кто остался без средств по дороге в Хадж; те, кто приобретают знания ради Всевышнего.
- Путники, которые остались без средств в дороге. Им выдаётся закят, чтобы они смогли вернуться домой, даже если они богаты.
В распределении закята следует проявлять точность, раздавая его только тем, кто упоминается в аяте. Благотворительность вне этих строго очерченных рамок считается садака (милостыня или добровольное пожертвование). Распределяя закят, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отказывал тем, кто не имел права его брать, однако не отказывал в садака.
Закят выплачивается только физическим лицам, а не организациям. Библиотеки, курсы по изучению Корана, больницы и мечети строятся не на закят, а на пожертвования. Угощение бедных тоже не считается закятом, потому что при этом нет факта передачи в собственность. Закят не выплачивается людям иной веры, богатым, матери, отцу, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Также недействителен закят, если его дают друг другу муж и жена.
Большая мудрость содержится в том, что в Коране ясно определены категории людей, которым выплачивается закят. С одной стороны, это спасает нуждающихся от унижения, с другой — удерживает от попрошайничества тех, кто способен зарабатывать сам.
Главное правило, которое следует соблюдать при передаче закята или садака, — давать от сердца и только ради Всевышнего. Нельзя гордиться подаянием или ждать признательности за него. Напротив, нужно быть благодарным человеку, берущему закят или садака, чтобы это деяние было принято Аллахом.
Пусть Творец сделает наши сердца щедрыми и богатыми! Аминь.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)